Депутаты ЗакСа предложили ФНС единую ставку и налогового оператора для такси

Автор фото: Тихонов Михаил
Депутаты Законодательного собрания предложили Федеральной налоговой службе (ФНС) запустить в Петербурге эксперимент по легализации доходов такси.
Собирать налоги в городской бюджет они планируют через налогового агента.
Соответствующее письмо было направлено в ФНС депутатами постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, пишут "Ведомости Санкт-Петербург".
Депутаты предложили две инициативы: единую ставку налога или создание регионального налогового агента. Пилотным регионом для реформы предложили сделать Петербург.
В первом случае предлагается ввести единую налоговую ставку в 4% на доходы всех водителей такси в Петербурге. Останется ли в таком случае налог на прибыль для таксопарков, не уточняется.
"Снижение налогового бремени сделает перспективу легализоваться привлекательней для подавляющего числа водителей. Апробацию такой экспериментальный налоговый режим мог бы пройти в Санкт-Петербурге", — говорится в письме налоговой от парламентариев.
Кроме того, оставить часть доходов агрегаторов такси в Петербурге может помочь создание единого регионального оператора – налогового агента. Такой посредник должен быть независимым от агрегаторов и разработать собственную программно-аппаратную инфраструктуру. Налоговый агент, по мысли депутатов, будет в обход агрегаторов такси собирать все платежи пассажиров водителям, а после возвращать им же с вычетом налогов.
Своё предложение депутаты мотивировали тем, что в выручке таксопарков (служб такси) не учитывается комиссия агрегатора и, соответственно, не подлежит уплате налогов. При этом большинство агрегаторов зарегистрированы в Москве и там же платят налог на прибыль. Кроме того, водители часто работают только по договору с таксопарком и не платят налогов.
"В сфере такси активно применяется агентская модель работы, при которой водитель получает деньги от таксопарка на основании агентского договора. Если водитель не является индивидуальным предпринимателем или самозанятым, то он может уклоняться от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ), так как его доход сложно идентифицировать", — говорится в письме. В нем также отмечается, что в такой "серой зоне" работают 40 тыс. водителей.
Опрошенные изданием участники рынка напоминают, что создание оператора и внедрение единой ставки для водителей потребует внесения поправок в Налоговый кодекс и Федеральный закон № 580-ФЗ, чего федеральный законодатель делать не будет. Кроме того, в конечном счёте создание ещё одного посредника приведёт к росту цен на услуги такси в городе. Крупнейшие агрегаторы такси пока не комментировали инициативу депутатов.
Сейчас в региональный перечень внесено четыре компании, три из которых — агрегаторы: ООО "Яндекс.Такси", ООО "Транс–Миссия", которому принадлежат сервисы "Ситимобил" и "Таксовичкоф", и ООО "ИН14" (владеет Drivee). Единственным независимым таксопарком в Петербурге (по крайней мере работающим легально) осталось "Городское такси 068".
Ажиотаж на рынке, который нарастал с июня, ожидаемо спал после вступления в силу с 1 сентября федерального закона № 580–ФЗ, который значительно ужесточил требования к выдаче разрешений на перевозку. За неполные три первые недели сентября в Петербурге выдали в 21 раз меньше разрешений на такси, чем за тот же период августа.
В 2010 году Московский транспортный союз оценивал долю теневого бизнеса на рынке такси в диапазоне от 80 до 90%. К концу 2020 года, по словам заммэра столицы и руководителя Дептранса Москвы Максима Ликсутова, 98% перевозок осуществлялись на легальной основе. В целом по стране сегодня доля "бомбил", по разным оценкам, не превышает 15–20%.
О том, как агрегаторы захватили рынок такси в России, читайте в материале "Делового Петербурга".