До конца года может возобновить работу крупнейший на юге России аэропорт Пашковский в Краснодаре, прекративший обслуживание рейсов гражданской авиации 24 февраля прошлого года наряду ещё с десятью авиаузлами в соседних регионах.
В правительстве Краснодарского края сообщают, что 15 декабря из аэропорта планируется тестовый рейс, по итогам которого будет приниматься решение о возможности возобновления деятельности авиаузла. Полёт готовится выполнить базирующаяся в Ростове–на–Дону авиакомпания "Азимут", парк которой состоит из 20 самолётов SuperJet 100. Рейс будет технический, билеты на него не продают.
Как рассказал "ДП" вице–президент АТОР по внутреннему туризму директор компании "Дельфин" Сергей Ромашкин, до закрытия аэропорта в Краснодаре жители Петербурга составляли порядка 15% непосредственно от туристского потока в регион (без учёта тех, кто ехал домой). Краснодар занимал третье место по прибытиям в регион, лидерами были Анапа и Геленджик. В основном туда ездили жители Москвы и Московской области, но и для города на Неве это было одно из приоритетных направлений.
"Ещё один бенефициар открытия аэропорта — Крым, куда добраться сейчас затруднительно. Хотя низшая точка спроса в этом направлении пройдена: декабрь в 2023 году оказался лучше, чем в 2022–м. Из аэропорта Пашковский дорога может составить около 5 часов. Сейчас Геленджик, Анапа и Крым в сумме принимают около 10–11 млн туристов на всех. Мы ожидаем, что после возобновления авиасообщения туда можно будет привезти ещё 1,5–2 млн туристов, в том числе 300–400 тыс. петербуржцев", — отмечает Ромашкин.
Прошедшим летом большинство туристов добирались до черноморских курортов преимущественно на поезде или на собственном автомобиле, а также (в Анапу и Геленджик) трансфером от сочинского аэропорта.
С открытием Пашковского отдыхающие будут тратить значительно меньше времени на дорогу. От Сочи до Анапы приходилось ехать по серпантину, проводя в дороге до 8 часов, добраться до Анапы из Краснодара можно будет всего за 2,5–3 часа.
Какие авиакомпании полетят
Крупные отечественные перевозчики почти сразу объявили о готовности возобновить полёты в Краснодар. Намерения подтвердили в "Аэрофлоте", "Победе", "России". Представитель S7 Airlines рассказал "ДП", что компания рассмотрит вопрос полётов в Краснодар в случае открытия аэропорта.
Не исключает возобновления полётов и Smartavia. "Однако время начала операционной деятельности будет зависеть от целого ряда условий, которые на текущий момент нам неизвестны: время работы аэропорта, обслуживание наших регулярных рейсов, включая возможные ограничения по количеству рейсов, особенности воздушной трассы и так далее", — поясняют в пресс–службе перевозчика.
Никаких официальных распоряжений федеральных органов по данному вопросу до сих пор нет. Решение о начале полётов в Краснодар будет принимать Росавиация. В данном случае не обойдётся без согласования с министерством обороны. Газета "Известия" 13 декабря со ссылкой на источники сообщила, что возражений относительно возобновления полётов в Краснодар нет ни у Росавиации, ни у Минобороны. Стартовать регулярные полёты, по информации издания, могут уже 25 декабря.
Безопасна ли дорога
Главным критерием разрешения полётов в закрытые сейчас аэропорты является обеспечение безопасности пассажиров, отметил президент Владимир Путин в ходе прямой линии, состоявшейся 14 декабря.
"Это касается и аэропорта Краснодара, хотя он далеко от зоны боевых действий. Такое поручение министерство обороны имеет — постоянно анализировать и в конечном итоге принять решение. Если они сейчас к этому подходят, они мне доложат, и будем действовать", — пояснил глава государства.
В сфере безопасности полётов, считают опрошенные "ДП" аналитики, риски открытия аэропорта Краснодара для пассажирских воздушных судов минимальны. За минувшие 1,5 года с момента обострения международной обстановки прямых атак на гражданскую авиацию не фиксировалось, замечает исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
"С этой точки зрения Пашковский ничем не отличается от других российских аэропортов. Все меры, связанные с обеспечением безопасности, приняты и принимались до его закрытия на установленном нормативными документами уровне. Если существует хотя бы минимальная угроза воздействия со стороны зенитно–ракетных комплектов на гражданские самолёты, которые направятся в Краснодар, то выполнять такие рейсы, естественно, не разрешат", — говорит Олег Пантелеев.
Вопрос обеспечения безопасности полётов через краснодарский аэропорт, несомненно, прорабатывается вместе с военным ведомством, подтверждает эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Фёдор Борисов.
"Открытие аэропорта, если оно состоится, окажется своевременным. Краснодар находится дальше от линии боевых действий, чем Ростов–на–Дону или Симферополь, и при этом является центром большой агломерации. Городской аэропорт также сможет взять на себя часть пассажиропотока ростовского узла", — полагает специалист.