Российский рынок доставки ждут новые вызовы и проблемы в 2024 году. Главные угрозы — отъезд мигрантов, рост комиссии агрегаторов и низкая маржинальность.
В 2020 году доставка стала спасительной стратегией для выживания ресторанов во время пандемии. Сейчас для многих заведений питания это стало полноценным каналом продаж. По данным маркетингового исследования Data Insight и Федерации рестораторов и отельеров России (ФРиО), доля заведений с доставкой за последние 2 года выросла и составила 61 % от общего числа заведений в России. Это в 1,5 раза больше, чем в ковидном 2020–м.
При этом основной рост отмечается в Петербурге и регионах. Сейчас в Северной столице у 64 % заведений есть доставка еды, в Москве — 62 %. Что касается регионов, в городах-миллионниках 61 % ресторанов привозят еду на дом, там, где население более 500 тыс., — 59 %. Чаще всего доставку подключают заведения, в которых средний чек составляет от 500 до 1 500 рублей.
Наибольшая доля доставки в заказах ресторанов в городах с населением 100 тыс.+ и 500 тыс. Она составляет 25 и 26 % соответственно, что превышает не только долю заказов в обеих столицах, но и среднероссийский уровень (24 %). Об этом говорится в исследовании Data Insight. Такие данные подтверждают и сервисы по доставке. "В регионах ситуация отличается: средний чек более стабилен — с июня по ноябрь 2023-го он рос на 1 % месяц к месяцу в Краснодаре, Сочи и Новосибирске. Количество доставок стабильно показывает рост в Новосибирске и Краснодаре", — заявили в пресс-службе "Достоевского".
Президент ФРиО Игорь Бухаров настроен не так оптимистично. Он считает, что за пределами крупных российских мегаполисов доставка еды не сильно востребована. "Тех, кто может себе позволить доставку на регулярной основе, не более 2–3 %. То есть там в целом культура потребления другая. Такого роста нет", — заявил он.
Одной из ключевых тенденций стало увеличение интереса к разнообразной кулинарии. Рестораны и кулинарные стартапы активно предлагают экзотические блюда и гастрономические эксперименты. В Петербурге и Москве отмечается рост популярности заказов сложных и нестандартных блюд, что отражается на доходах рестораторов. В онлайн–доставках потребители видят возможность познакомиться с кухней заведения. Зачастую им важна скорость и разнообразие меню.
"Сокращение желательного времени доставки — клиенты хотят получать готовую еду в течение часа. Если говорить про рынок в целом, то падения спроса на доставку готовой еды нет. Люди делают заказ по разным причинам, но критерии для выбора доставки стандартны: вкус, качество, цена, скорость, требования к сервису", — рассказали в пресс-службе "Достоевского".
С развитием цифровых технологий и широким распространением смартфонов россияне всё чаще предпочитают оформлять заказы через приложения и онлайн-платформы. "Современные посетители, особенно молодые, любят использовать технологии для получения ресторанных услуг", — говорит Игорь Бухаров.
Но для того чтобы поддерживать рост количества доставок, необходимо вводить новые технологические процессы. К этому подталкивают различные тенденции. Среди них Игорь Бухаров выделил снижение числа доставщиков из-за отъезда мигрантов, рост комиссии агрегаторов и низкую маржинальность для некоторых типов заведений. Решением такой проблемы могут стать закрытые кухни, которые будут работать исключительно на доставку.