В конце прошлого года начался снос здания Ленинградского дворца молодёжи на ул. Профессора Попова, 47, на Петроградской стороне. Это первый известный случай сноса диссонирующего здания в Петербурге, и один из немногих, когда более высокую постройку собираются заменить более низкой.
Вдобавок, это ещё и просто одна из самых высоких построек, которые когда-либо были демонтированы в Петербурге (по высоте примерно соответствует взорванному Спасу на Сенной). Взамен 50-метрового позднесоветского здания гостиницы с пристроенным концертным залом на участке собираются возвести многоквартирный жилой дом высотой примерно на треть ниже, 33 метра. Разрешение на его строительство (а соответственно, и на снос старого здания) было выдано структуре группы компаний "Эталон" 19 декабря.
Обычно город растёт вверх. Здания строят выше или, по крайней мере, в тех же габаритах. Но в данном случае, даже сохранить габариты при возведении новостройки было нельзя, потому что здание ЛДМ с 2014 года числилось диссонирующей постройкой в городском законе № 820-7 "О границах объединённых зон охраны объектов культурного наследия…".
Такие диссонирующие объекты по закону можно реконструировать только путём приведения их требований к режимам охранной зоны центра, то есть — уменьшив высоту. Интересно заметить, что при существенной разнице в высотных отметках число этажей в старой и новой постройках сопоставимое (12 и 9), что, вероятно, объясняется разницей в высоте потолков.
"Поскольку у нас довольно редко реконструируют диссонирующие объекты, то конечно, таких случаев немного", — прокомментировал "ДП" координатор "Живого города" Дмитрий Литвинов. Он отметил, что градозащитников, в данном случае, волнует не только утрата старого здания, хотя и у такой позднесоветской архитектуры есть ценители. Как сообщал "ДП", в своё время за это здание была дана Государственная премия РСФСР в области архитектуры, а впоследствии Союз архитекторов включил его в свой список зданий позднесоветской эпохи, которые предложено было взять под охрану (этого не случилось).
По мнению Литвинова, не менее важно качество той постройки, которую возведут взамен. "ДП" подробно описывал историю с архитектурным конкурсом, на котором победило проектное бюро при самом застройщике, что вызвало противоречивые оценки в архитектурном сообществе. Возникает вопрос, стоит ли игра свеч в таких случаях, когда формально диссонирующее здание оценивается выше, чем то, что хотят поставить ему на смену.
Что ещё приходилось перестраивать
Ранее бывало, что объекты в центре подрезали для большего соответствия их требованиям охраны памятников (но не сносили их полностью). Можно вспомнить разборку верхних этажей бизнес-центра "Биржа" на 26-й линии Васильевского острова на завершающей стадии его строительства. Архитектурная общественность добилась демонтажа из-за того, что постройка попала в открыточные виды Петербурга на фоне Стрелки. Выяснилось, что здание построено не в полном соответствии с согласованной документацией и превысило максимально допустимую высоту. Градостроительный совет потребовал снести верхнюю часть постройки. В Смольном провели встречу с руководством застройщика, и решение градсовета было выполнено. Впрочем, некоторым наблюдателям здание всё равно кажется слишком высоким и заметным, например, с Литейного моста.
Также нашумела история с частичным сносом козырька бизнес-центра "Олимпик Плаза" (угол улиц Марата и Стремянной). Причиной послужило то обстоятельство, что козырёк выступает за красную линию улицы и нависает над тротуаром. Как сообщал "ДП", под влиянием той истории ввели норму, согласно которой суммарная длина эркеров не должна превышать 30% длины фасада.
Кроме того, сравнительно недавно был и случай, когда более высокую постройку заменяли на более низкую, но это не было связано с охранным законодательством. Речь о сносе угольной башни завода светильного газа на углу наб. Обводного канала и Рыбинской ул. На первом этаже этого краснокирпичного здания работала стройбаза "Рыбинская". Затем постройка была продана, и в 2013 году башню (высота которой составляла около семи этажей) демонтировали. Взамен было построено здание автосалона, более низкое, чем башня (три этажа), но более удобное для использования и занимающее большую площадь участка. Градозащитники, впрочем, не исключают, что впоследствии на месте автосалона может быть возведён более высокий объект.
Что будет с диссонирующими зданиями
“
"На смену более высокому идёт более низкое", — иронично отметил главный архитектор бюро "Горпроект" Филипп Никандров в связи с планами по строительству жилого дома на месте "ЛДМ". Этот случай довольно уникальный. Иногда понижение уровня застройки в городах происходит при её срочном восстановлении после каких-либо катаклизмов (землетрясений или боевых действий).
"В плотной застройке мегаполисов земля со временем может только дорожать", — говорит Никандров. Но в случае с диссонирующими объектами и при соответствующих ограничениях строить взамен жильё меньшей высоты может быть экономически оправдано. И не исключено, что следующим кандидатом под снос со строительством жилого дома станет, например, бывшая гостиница "Советская", предполагает архитектор. "ДП" сообщал недавно, что пока инвесторы задумываются о превращении малоэтажной части "Советской" со стороны Фонтанки в апартамент-отель.
Никандров провёл параллель петербургских диссонирующих зданий с башней Монпарнас в Париже, которая также относится к эпохе 1960—1970-х годов. Это здание не было снесено. Но после его возведения во французской столице было запрещено высотное строительство, что можно считать полуофициальным признанием здания диссонирующей застройкой. В случае, если инвестор соберётся сносить эту башню, власти, скорее всего, не разрешат строить здание аналогичной высоты. Но пока "тяжеловесные" фасады башни из тёмного стекла хотят просто перелицевать (чтобы сделать башню визуально более воздушной и современной), в связи с чем не так давно проводился архитектурный конкурс.
Напомним, что в 820-м законе о зонах охраны около 70 диссонирующих объектов. В их числе, в частности, здание на Невском пр., 114‒116 (известное как "Невский центр"). Как помечено в списке, оно считается диссонирующим за исключением воссозданных лицевых фасадов.
"ДП" направил вопросы в "Эталон".