Аномальные январские морозы не смогли удержать петербуржцев дома. Однако рестораны, торговые центры, общественные пространства и культурные учреждения всё же заработали за длинные выходные меньше, чем ожидали.
В этом году существенные коррективы в планы петербуржцев в новогодние каникулы внесли морозы — сильнейшие как минимум за последнее десятилетие. А 4 января и вовсе был установлен температурный рекорд за всю историю наблюдений за погодой. Неудивительно, что из–за аномальных холодов многие предпочитали оставаться дома, вместо того чтобы отправиться на каток или новогодний шопинг. Тем не менее жизнь отнюдь не замерла. "ДП" составил краткий обзор того, как развлекались петербуржцы и гости города во время каникул.
Шопинг против оливье
По данным Смольного, во время новогодних праздников Петербург посетили 1,1 млн туристов, что на 10% больше, чем годом ранее. Вклад гостей города в экономику Петербурга в период каникул составил 20,3 млрд рублей. В прошлом году цифра была скромнее — около 14 млрд рублей. При этом, как несложно догадаться, иностранцев среди гостей практически не было, зато очень заметно увеличение потока туристов из регионов России.
Традиционное времяпрепровождение на выходных как для туристов, так и для жителей города — разумеется, шопинг. И в некоторых центральных ТРЦ действительно было не протолкнуться. Однако детальная статистика показывает результаты скорее неутешительные. Согласно рассчитываемому компанией Focus Technologies показателю Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. м² торговых площадей), посещаемость ТЦ Санкт–Петербурга 1–7 января 2024 года оказалась на 2% выше аналогичного периода прошлого года. Вроде бы неплохо (особенно учитывая, что Москва смогла похвастаться лишь 0,2%). Но если вспомнить, что первая неделя прошлого года показала провал в 10%, получается, что ТРЦ даже не смогли компенсировать потери.
Однако многие представители рынка трагедии в этом не видят. Ведь рентабельность бизнеса не может зависеть от одной недели в году. Поэтому в целом неплохие итоги прошлого года затрагивают собственников ТРЦ куда больше, чем вялый старт нынешнего.
"2023 год прошёл для нас положительно, трафик в ТК “Невский центр” вырос на 19% к 2022 году. Мы видим, что данный положительный результат — это не только сильные позиции наших якорей (“Стокманн”, “Азбука вкуса”, “Технопарк” и других), но и результат наших усилий по комплексу маркетинговых мероприятий. В новогодние праздники мы сделали промокампанию с витринами и ярмаркой с необычными товарами, что также принесло дополнительный трафик", — поделилась с "ДП" директор департамента торговой недвижимости ООО "КСН" Екатерина Трушлякова.
У кафе и ресторанов дела на праздничной неделе тоже обстояли довольно скромно. Хотя формально они установили очередной рекорд по выручке, но фактически это стало следствием подорожания позиций в меню. По данным Focus Technologies, 1–7 января прошлого года количество заказов в заведениях общественного питания Петербурга сократилось на 10%. А отыграть в первую неделю 2024–го удалось лишь 4%. Стоит заметить, что и по итогам всего прошлого года общепит показал минус 2%. Как поясняют в Focus Technologies, в основном отставание накопилось за первые 8 месяцев, а начиная с 35–й недели показатели устойчиво росли. Но закрепить это ударными результатами начала января, похоже, не получилось — потенциальные клиенты предпочли пересиживать мороз дома, доедая новогодние салаты.
Не разгуляешься
В ещё более сложном положении оказались отрытые площадки. Гулянья на них оказались куда менее массовыми, чем на это рассчитывали владельцы. В минус, конечно, никто не ушёл, но даже те, кто считает результаты праздничной недели удовлетворительными, признают, что ожидали большего.
Например, "Двор Гостинки" за праздничные дни посетили 10 тыс. человек, катком за время каникул воспользовались 3,5 тыс. гостей. "Конечно, устойчивые морозы, которые пришлись на праздничные дни, заметно повлияли на посещаемость — как на желание в принципе выйти из дома, так и на то, чтобы активно провести время на открытом воздухе в центре города. В среднем на 35% снизилась активность посетителей из–за погоды по сравнению с прошлым годом", — рассказали "ДП" в пресс–службе общественного пространства.
Чтобы повысить привлекательность и обеспечить комфорт для гостей, многие принимали специальные меры. Например, в "Новой Голландии" были установлены уличные очаги, возле которых можно было согреться, а на катке появился тёплый павильон для переодевания.
"На острове было очень много гостей, все билеты на каток были распроданы, новогодний базар пользовался не меньшей популярностью. Гости приходили, несмотря на морозы, всем было комфортно даже в суровый минус", — утверждают в пресс–службе пространства.