С двух воссоздаваемых вокзалов — музыкального в Павловске и императорского в Пушкине — могут запустить развлекательные железнодорожные маршруты, похожие на поезд в Хогвартс.
На сайте Первого проектного института обнародован проект воссоздания Музыкального вокзала в Павловском парке, неподалёку от дворца. Он может стать одним из опорных элементов системы развлекательных железнодорожных маршрутов вокруг Петербурга.
Чем знаменит вокзал в Павловске
Павловский вокзал, или, первоначально, "воксал" (в переводе сад для развлечений), был построен в 1838 году по проекту архитектора Штакеншнейдера как конечная остановка Царскосельской железной дороги. Не в последнюю очередь благодаря вокзальным концертам (в частности, там выступал Иоганн Штраус, исполнялись произведения Глинки) тогда удалось создать стабильный пассажиропоток из состоятельной публики.
Кроме того, здание вошло в историю как выдающееся культурное явление. В Великую Отечественную войну постройка была разрушена.
В непосредственной близости от того места, где стоял вокзал, до недавнего времени находился городской стадион, помещения которого на безвозмездной основе предоставлялись СПб ГБУ "Центр физической культуры, спорта и здоровья “Царское Село”".
После перехода музея–заповедника в федеральное подчинение (в 2020 году) он начал предпринимать усилия для освобождения занимаемой стадионом территории. В том числе в связи с планами по воссозданию вокзала.
"Эта территория представляет для нас ценность, мы планируем восстанавливать исторический ландшафт… Обидно, что власти не понимают ценность парка так, как это делают во всём мире. Стадиону можно найти место и построить, а такой парк — никогда", — говорила, выступая в Законодательном собрании Санкт–Петербурга директор ГМЗ "Павловск" Вера Дементьева. Под стадион обещали предоставить другой участок.
Каким будет новый Музыкальный вокзал
В концепции Первого проектного института рассказывается, что проект "в первую очередь ориентирован на восстановление культурной традиции — путешествие из города на поезде, прибывающем прямо в концертный зал". Предполагается устройство железнодорожного тоннеля неглубокого заложения под Павловским парком, повторяющего трассировку исторической железной дороги.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что воссоздаваемое здание выступает как бы навершием или декорацией над огромным подземным пространством, где помимо остановки поезда разместится концертный (или конференц–) зал–трансформер, фуд–корт и другие помещения.
Статус этой концепции неизвестен ("ДП" направил вопросы в Первый проектный институт), впрочем, ранее был сформирован Совет по реализации проекта воссоздания Музыкального вокзала в Павловске. Как сообщали в ноябре в Смольном, "Санкт–Петербург очень заинтересован в этом проекте. Правительство города окажет содействие в его реализации". Сопредседателями совета стали министр культуры Ольга Любимова и гендиректор РЖД Олег Белозёров. В декабре 2022 года воссоздание вокзала одобрил совет директоров РЖД.
Куда подведут рельсы в пригородах
Между тем для РЖД проект в Павловске не единственный такого рода. Попутно прорабатывается план по восстановлению частично разрушенного Царского вокзала (Императорского павильона) в Пушкине. Его строили для Николая II, который выбрал своей основной резиденцией Александровский дворец. Расположен вокзал неподалёку от Феодоровского городка, который фигурирует в прессе как резиденция патриарха РПЦ. Для этого был создан фонд "Царскосельский вокзал".
Как сообщали в Смольном со ссылкой на депутата Леонида Слуцкого, "Императорский вокзал в Царском Селе будет полностью восстановлен в первозданном виде, включая здание, перрон и уникальные росписи, которые уже частично раскрыты реставраторами".
Также в городском правительстве сообщали, что "реставрация Царского вокзала станет одним из этапов комплексного развития территории, включающей Феодоровский городок, Фермский парк и другие объекты, а также воссоздания исторической железной дороги в её первозданном виде". То есть опять же и к этому вокзалу планируется подвести железнодорожные пути (по–видимому, от станции Александровская).
Что мешает туристическим железным дорогам
Эксперты в целом положительно относятся к инициативе с развлекательными железными дорогами. Но на пути реализации таких проектов встаёт ряд трудностей.
"Для транспортного обслуживания это не очень значимое мероприятие", — отметил в комментарии "ДП" профессор Высшей школы транспорта Санкт–Петербургского Политехнического университета Андрей Горев. Но сама идея ему нравится. Полезно создавать точки культурного притяжения в пригородах, особенно учитывая перспективы города Южного.
"Представляется интересным прибыть на поезде на концерт или в Павловский парк на прогулку, экскурсию. Для тургрупп это будет быстрее, чем на автобусах по сплошным заторам", — добавил Горев.
В свою очередь, транспортный инженер и автор телеграм–канала "Сказочный проектировщик" Иван Вергазов отмечает, что строительство потребует больших денег, при этом будет вестись на территории памятника архитектуры и может затронуть исторические фундаменты. Учитывая, что за ним не просматривается финансовых интересантов, шансы на реализацию невелики. Тем более что совершенно непонятно, например, куда примкнут пути.
“
"Учитывая невероятный успех туристических перевозок в Сортавале, идея с Павловском уже не выглядит столь сумасбродной", — не соглашается руководитель инициативной группы по защите транспортной инфраструктуры Северной столицы Виктор Орлов.
По его мнению, некогда существовавшая тупиковая линия в Павловск с уникальным "воксалом" сейчас воспринимается как история Гарри Поттера с экспрессом в Хогвартс.
"Все эту историю любят, но никто не может пощупать", — говорит Орлов. С учётом того, как активно развивается в России внутренний туризм и железнодорожные перевозки бьют рекорды, логично заняться подобным проектом именно сейчас, полагает эксперт. Единственное "но" — наверняка найдутся противники появления такого рода новодела в парке, хотя речь идёт о возвращении к историческому наследию.
Руководитель реставрационной компании "АСМ" Алексей Михайлов в комментарии "ДП" отметил, что пока проект с Павловским музыкальным вокзалом не выглядит достаточно продуманным. Поскольку очень слабо проработаны как сами рендеры, так и исторические архитектурные элементы. Сложно говорить о совмещении "воссоздаваемых" объёмов с современными. Пока это очень неубедительно. "Сама идея подземного пространства интересна. Но даже если не рассуждать о невероятных суммах, пока не представляю, как это выполнить качественно, тем более рядом с водоёмом", — говорит Михайлов. Также он отметил, что подведение тоннеля к зрительному залу требует сложной технологии с учётом вопросов акустики.
"ДП" направил вопросы в музей–заповедник "Павловск" и в Октябрьскую железную дорогу.