Областной предприниматель Илья Иус расстался с партнёром после неудачи в конкурсе "Роснефти" по поставке оборудования для добычи сланцевой нефти в Западной Сибири.
Петербургское ООО "Специалист–Недропользование" в последних числах декабря вышло из уставного капитала Балтийской нефтесервисной компании (БНК), которая теперь полностью принадлежит Илье Иусу. Он ищет нового стратегического партнёра после неудачного участия в конкурсе на поставку оборудования для добычи трудноизвлекаемых запасов углеводородов стоимостью 11,5 млрд рублей. До начала октября одним из бенефициаров БНК был сын главы "Роскосмоса" Александр Борисов.
Трудноизвлекаемая история
Балтийская нефтесервисная компания появилась в Ленинградской области в июле 2022 года. Её учредило ООО "Группа компаний Выборг", в то время принадлежавшее в равных долях Илье Иусу и Александру Борисову.
БНК указала в ЕГРЮЛ экзотический для нашего региона вид деятельности — "предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа". Илья Иус заявил тогда, что речь идёт о производстве и поставке оборудования для добычи трудноизвлекаемых запасов углеводородов в Западной Сибири — так называемой Баженовской свиты. Ещё в апреле прошлого года бизнесмен сообщил СМИ, что у БНК имеется собственная технология производства такого оборудования, предварительная договорённость о его эксклюзивных поставках и готовность начать его изготовление на производственной площадке в Выборге.
Баженовская свита — группа нефтематеринских горных пород, выявленных в 1959 году на территории приблизительно 1,2 млн км2 в Западной Сибири. В Баженовской свите сконцентрирована большая часть горючих сланцев России, содержащих как твёрдое органическое вещество (кероген), так и жидкую лёгкую нефть (её называют сланцевой нефтью). Запасы углеводородов в Баженовской свите являются трудноизвлекаемыми. Для её освоения требуется наклонное бурение и использование технологии так называемого гидроразрыва пласта.
При образовании БНК партнёром "Группы компаний Выборг" в ней было петербургское ООО "Центр Северо–Запад" с 40% долей уставного капитала БНК. Это выглядело неожиданно — из сайта "Центра" следует, что компания занимается торговлей недвижимостью в Черногории. В прошлом марте "Центр" вышел из БНК, а в июне новым партнёром "Группы компаний Выборг" в ней, как писал тогда "ДП", стало ООО "Специалист–Недропользование". Эта компания выглядит идеологически ближе к нефтедобыче — она позиционирует себя как компания, которая занимается комплексной поддержкой добывающих предприятий России. Выход "Специалиста" из уставного капитала БНК произошёл после того, как БНК проиграла закрытый конкурс "Роснефти" на поставку оборудования для освоения Баженовской свиты. Об этом рассказал оставшийся единственным владельцем компании Илья Иус.
С иглы на иглу
По словам Ильи Иуса, на протяжении почти всего 2023 года одна из "дочек" "Роснефти" проводила закрытый конкурс на поставку оборудования для комплексов многостадийного гидроразрыва пласта (МГРП). Речь о шести флотах — флотом называется комплект оборудования для одного комплекса. Это около 60 установок (по пять на один флот) общей стоимостью 11,5 млрд рублей.
БНК в этом конкурсе выступала в консорциуме с предприятием "Ростеха" и АО "Корпорация “Московский институт теплотехники”", которое входит в "Роскосмос". Сама БНК претендовала на поставку основного оборудования МГРП — насосных, смесительных, гидратационных установок, установок химических добавок, станций контроля и управления. Предполагалось, что оборудование это изготовит ООО "НПО Автоматика", 55% долей которого через ООО "Валрус" контролирует Илья Иус.
Но конкурс выиграла китайская компания, которая сумела предложить свои услуги на 20% дешевле, чем консорциум, куда входила БНК.
Илья Иус говорит, что российские компании никогда не смогут выдержать конкуренцию с китайскими в таких крупных контрактах, потому что китайские компании в таких случаях поддерживает их государство, делающее всё, чтобы бизнес захватил как можно большее количество рынков.
"Они умеют захватывать рынки, надо отдать должное. Но такие системообразующие корпорации, как “Роснефть”, на мой взгляд, должны при любой возможности отдавать предпочтение российским производителям, а не просто смотреть, где подешевле. Сегодня как раз такое время, когда решается вопрос: российская промышленность пересядет с европейской иглы на китайскую или же начнёт сама развиваться. При подходе, который продемонстрировала “Роснефть”, скоро всё будет китайским, включая менеджмент, и тогда цены вырастут, а деваться нам уже будет некуда", — говорит Илья Иус.
По его словам, на данный момент ведутся переговоры с новым потенциальным стратегическим партнёром "Группы компаний Выборг" в БНК, сотрудничество с которым всё–таки позволит ей выйти на рынок нефтедобычи.
Ненормальный уровень перестраховки
По мнению владельца и генерального директора петербургского ООО "Морские комплексные системы" (МКС) Павла Зубкова, к выбору китайских компаний при проведении закупок следует подходить выборочно и с прагматизмом.
"Безусловно, Китай — дружественная России страна и достойный деловой партнёр. Но для России на первом месте должны быть всё–таки интересы отечественных производителей. Нужно ставить таможенные барьеры на продукцию, которая производится или может производиться в России, чтобы наша промышленность развивалась. Можно дать налоговые льготы нашим поставщикам — например, освобождать от НДС, но таможенные пошлины — самый простой и финансово выгодный с точки зрения пополнения бюджета способ. В стране и так достаточно китайской продукции, которая в России не производится. Для разумного увеличения товарооборота между Россией и Китаем этого вполне достаточно", — говорит владелец МКС.
По словам владельца военно–промышленного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ) Михаила Даниленко, "Роснефть" в вопросах импортозамещения очень неохотно идёт на поддержку российских поставщиков.
"“Роснефть” требует значительные банковские гарантии, гарантии на обеспечение гарантийных обязательств и тому подобное, и это обрастает, на мой взгляд, ненормальным уровнем перестраховки. А китайские поставщики и производители имеют поддержку своего государства — низкие кредитные ставки, гораздо меньшую нагрузку со стороны надзирающих органов. Например, КМЗ столкнулся с требованием организации вооружённой охраны исключительно силами Росгвардии и ФГУП “Охрана”. У нас около 10 производственных площадок, и стоимость такой охраны может достигать до 20 млн рублей в месяц. И не существует способа отказаться от навязывания подобных услуг", — говорит владелец КМЗ.
Владелец и генеральный директор ООО "Специалист–Недропользование" Артём Титков и пресс–секретарь ПАО "НК “Роснефть”" Михаил Леонтьев на предложение о комментарии не откликнулись.