Через 3 года, по прогнозам Смольного, количество электромобилей в Петербурге вырастет в 25 раз. А "Ленэнерго" тем временем теряет позиции на рынке электрозаправок.
Смольный прогнозирует рост числа электромобилей в Санкт-Петербурге в 25 раз в течение ближайших 3 лет, следует из проекта обновлённой региональной программы по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта, поступившего на антикоррупционную экспертизу 19 января. Программа, рассчитанная на период с 2024 по 2026 год, должна заменить действующую стратегию, которую приняли в августе 2022 года с горизонтом вплоть до 2025-го.
Переработанный документ предполагает увеличение числа электромобилей на дорогах Петербурга с текущих 2,3 тыс. почти до 7,9 тыс. штук уже к концу 2024 года. Более того, за 2025 год их число должно будет возрасти до 23,4 тыс., а к концу 2026-го достигнуть 57,6 тыс. Такие планы могут показаться по меньшей мере амбициозными, тем не менее планка поднята неслучайно — действующие целевые показатели петербургский рынок электромобилей уже обогнал. В соответствии с актуальной программой число машин на электротяге в городе к концу 2023 года должно было едва превысить 1,4 тыс., а цель в 2,5 тыс. электрокаров была поставлена только на конец 2024-го. В 2021 году, например, в Петербурге было зарегистрировано лишь 417 электроавто.
Количество электрозарядных станций (ЭЗС) к концу 2024 года должно вырасти с текущих 216 до 311 точек, из которых как минимум 106 будут быстрыми, которые установят в рамках федеральной инициативы "Электромобиль и водородный автомобиль". К концу 2026 года зарядить электрокар в Петербурге, по планам администрации города, можно будет на 511 станциях.
Всего в течение 3 лет на строительство электрозаправок потратят 237,7 млн рублей. В 2024 году 102 млн рублей вложат из регионального бюджета, ещё 65,7 млн даст федеральный центр. А на 2025–2026 годы (по крайней мере пока) заложены лишь частные средства — примерно по 30 млн в год.
В действующей же редакции документа прописано поступление денег исключительно из внебюджетных источников — почти полностью за счёт инвестиций ПАО "Россети Ленэнерго" в собственную сеть ЭЗС в объёме 362,5 млн рублей за 4 года (из общей суммы 378,7 млн рублей).
Отметим, что вливание бюджетных средств в строительство электрозаправок в Петербурге началось ещё в 2023 году. В соответствии с соглашением между правительством города и Минэнерго РФ Петербургу из федеральной казны предоставляются субсидии, которые Смольный направляет на компенсацию затрат частных инвесторов на строительство быстрых электрозаправок. Компании могут вернуть 60% средств, направленных на закупку оборудования (но не более 1,86 млн рублей), и 30% затрат на техприсоединение станций (но не более 900 тыс. рублей).
Сейчас в проекте участвуют семь операторов зарядной инфраструктуры — ПАО "Газпром нефть", АО "Концерн "Энерготехнологии", EV–Time, Punkt E, Sitronics, Tesla Underground и "Ленэнерго".
Примечательно, что в "Ленэнерго", судя по всему, за последние 2 года слегка охладели к электромобилям. Компания сегодня владеет 58 из 216 действующих ЭЗС и остаётся крупнейшим игроком в Петербурге. При этом в 2021 году "Ленэнерго" принадлежало 46 из 83 публичных зарядных станций в городе, то есть более половины. К концу 2023 года инвестпрограмма сетевой организации предполагала открытие дополнительных 40 точек зарядки, а к концу 2025-го их количество должно было достигнуть 146 при целевом показателе 192 станции по всему городу.
Ближайшим конкурентом "Ленэнерго" является ООО "Балтийская сеть ЭЗС", у которого в Петербурге 44 зарядные станции. Следом за ним идут операторы Punkt E и Touch, у которых по 15 точек.
Сегодня электрокары становятся доступнее среднему потребителю — в том числе за счёт этого увеличивается уверенность в их массовом распространении в скором времени. При этом ещё пару лет назад электромобили были исключительно "игрушкой" супербогатых людей, покупавших себе "Теслы", говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
"Сейчас же происходит два процесса. Снижение ценника электромобилей и рост их продаж в разных сегментах, а также усиленное навязывание отечественных электромобилей корпоративным заказчикам", — объясняет он.
В то же время, отмечает эксперт, сегодня для среднего потребителя использование газомоторного топлива оказывается выгоднее езды на электромобиле, однако попытки массовой газификации личного транспорта, в том числе и в Петербурге, проваливаются — не в последнюю очередь из–за нехватки специализированной заправочной инфраструктуры.