В субботу, 27 января, будет отмечаться 80 лет со дня освобождения Ленинграда от блокады. Блокада, начавшаяся 8 сентября 1941 года, по масштабу и последствиям сопоставима с холокостом. Однако в отечественном кинематографе эта тема — болезненная, душераздирающая, кровоточащая по сию пору, запредельная для человеческого сознания и понимания и потому табуированная — так и осталась почти не отрефлексированной, не исследованной в той мере, в какой это следовало бы сделать.
В общем объёме кинокартин о Великой Отечественной войне фильмы о блокаде составляют совсем невеликое количество. "ДП" представляет подборку художественных и документальных кинолент, снятых в разные годы, но на одну тему.
"Непобедимые" (1942, режиссёры Сергей Герасимов и Михаил Калатозов)
Первый фильм о блокаде Ленинграда.
Один из центральных героев киноэпоса Сергея Герасимова и Михаила Калатозова инженер Родионов (Борис Бабочкин) должен во что бы то ни стало и в короткие сроки сконструировать новую модель танка, превосходящего по своим качествам гитлеровские. Броню для будущей машины создают в Ижоре под руководством инженера Анастасии Ковалёвой (Тамара Макарова).
"Непобедимые", частично снятые в Ленинграде, рассказывают о первых блокадных неделях, когда воодушевление ещё не начало сменяться отчаянием, а энтузиазм — чувством безысходности и ужаса. На экране нет жутких картин голода и холода, сцен с замерзающими и умирающими людьми и изображений застывшего в своей смертельной красоте города, но война совсем рядом и очередная атака гитлеровских самолётов вот–вот начнётся. Герои здесь полны решимости и готовы жертвовать всем во имя высокой цели, а паникёры и сомневающиеся в конце концов будут наказаны — их настигнет вражеская пуля или осколок.
Документальные фильмы военной поры
"Ленинград в борьбе" (1942, режиссёры Роман Кармен, Ефим Учитель, Николай Комаревцев, Валерий Соловцов), "Ладога" (1943, режиссёры Павел Паллей, Валерий Соловцов, Глеб Трофимов); "Прорыв блокады Ленинграда" (1943, режиссёры Николай Комаревцев, Павел Паллей, Валерий Соловцов); "Великая Победа под Ленинградом" (1944, режиссёры Николай Комаревцев, Павел Паллей, Валерий Соловцов).
Эти документальные ленты снимались непосредственно на местах событий — в Ленинграде, его пригородах, в порту и на Ладоге. Фиксировалась повседневная жизнь города, его жителей и защитников, снимали локальные и масштабные сражения. Большинство режиссёров и операторов привыкли работать в довоенном — пропагандистском, оптимистичном — стиле, и приходилось переучиваться на ходу. Поэтому не стоит удивляться, если, например, вместо ожидаемых картин пустого зимнего полуживого города улицы окажутся полны прохожих, энергичный закадровый голос диктора сообщит, что ленинградцы отправляют на Большую землю паровозы и станки, которые не могут в полной мере использовать сами, а в финале одной из лент камера будет двигаться вдоль кажущихся бесконечными рядов с мешками муки.
Однако эти работы — не только продукт своего времени, но и его документ, где сквозь официоз и основательно выхолощенную действительность нет–нет да и проступит, прорвётся настоящее, а интонации с торжественно–победных и преувеличенно бодрых всё–таки сменятся на спокойно отстранённые.
"Балтийское небо" (1960, режиссёр Владимир Венгеров)
Кинокартина Владимира Венгерова оказалась по сути первой послевоенной и постсталинской, в которой рассказывалось о событиях, происходивших в осаждённом городе. В основе сценария — полудокументальный роман Николая Чуковского, бывшего во время войны военкором на аэродроме гвардейского истребительного авиаполка и наблюдавшего своих будущих героев в непосредственной близости. Правда, сам писатель результатом остался недоволен и высказал своё возмущение в одной из центральных газет.
Играют лётчиков эскадрильи, защищавшей Ленинград, сплошь звёзды: Петр Глебов, Михаил Ульянов, Михаил Козаков, Павел Луспекаев, Ролан Быков, Владислав Стржельчик. Помимо генеральной военной линии здесь есть ещё и линия романтическая, за которую отвечает блестящий дуэт молодых Людмилы Гурченко и Олега Борисова. И получился один из самых искренних и трагических фильмов не только о блокаде, но и о Великой Отечественной войне.
"Пять дней отдыха" (1966, режиссёр Эдуард Гаврилов)
В основу кинокартины Эдуарда Гаврилова положена одноимённая повесть Иосифа Герасимова.
Молодой солдат Алексей Казанцев (Олег Ефремов) получает увольнительную и отправляется с передовой в город, чтобы найти дочку своего сослуживца Кошкина (Иван Лапиков) и помочь ей выжить. Прибыв в блокадный Ленинград, он видит совершенно немыслимые и невозможные картины жизни горожан. Камерная кинолента Эдуарда Гаврилова продолжает линию военного кино, возникшего и сформировавшегося в 1960–е. В центре внимания авторов — отдельный человек, оказавшийся в запредельных обстоятельствах. Эдуард Гаврилов придумал нетривиальное визуальное решение: эпизоды, снятые на чёрно–белую плёнку, сменяют сцены, окрашенные в нежные пастельные тона, — моменты настоящего, хоть и очень краткого состояния счастья.
"Зёленые цепочки" (1970, режиссёр Григорий Аронов)
Единственная приключенческая картина в нашей подборке.
Закадычные друзья Мишка (Саша Григорьев) и Степка (Володя Лелётко) по дороге из пионерлагеря знакомятся с одноруким мужчиной, который представляется дядей Петей (Александр Михайлов) и просит помочь с тяжёлым чемоданом. Начинается бомбёжка, и в неразберихе мальчики теряют нового знакомца, оставаясь с его поклажей. В городе они, подначиваемые приятелем Васькой (Игорь Урумбеков), открывают чемодан и вместо "минералов" обнаруживают сигнальные ракеты и пистолет.
Блокадные сюжеты изобилуют не только леденящими душу подробностями, но и сильными детективными историями. Чем и воспользовался в полной мере Герман Матвеев, после войны написавший трилогию "Тарантул": "Зелёные цепочки" (1945), "Тайная схватка" (1948) и "Тарантул" (1957). Первые две повести как раз и легли в основу фильма Григория Аронова. Получился нестыдный и местами захватывающий кинодетектив с безрассудными подростками, рвущимися защищать город, молодым совестливым вором, немецкими шпионами и их подельниками и удивительно человечным майором НКВД Бураковым в исполнении Павла Луспекаева.
"Порох" (1985, режиссёр Виктор Аристов)
Пожалуй, лучший и самый точный фильм о блокаде и её первых днях.
В центре сюжета — уполномоченный Народного комиссариата госконтроля РСФСР Николай Никонов (Юрий Беляев). Ему поручают практически невыполнимое задание — добраться до Кронштадта и вернуться в Ленинград с максимальными запасами пороха, потому что гильзы и снаряды есть, а наполнить их нечем. Доставить необходимо любой ценой. Никонов, разумеется, выполнит задание, отдохнёт и отправится за новым поручением. Жизнь героя Юрия Беляева и всех, кто оказывается с ним связан, быстро превращается в жуткий, кровавый и нескончаемый хаос, точку опоры в котором отыскать попросту невозможно. Протагонист идёт к цели, не считаясь ни с какими препятствиями, готовый заплатить любую цену, в том числе и жизнями людей, которые становятся исполнителями его воли, функциями, марионетками, и лишь на несколько мгновений он очнётся от внутреннего морока, когда увидит тела тех, кто участвовал в ложной погрузке, отвлекая внимание немецких асов на себя. "Они таскали мешки с опилками, а их убивали!" — безэмоционально скажет капитан Никонову. И от этой безэмоциональности становится не по себе значительно сильнее, чем если бы этот герой кричал и плакал.Война по Виктору Аристову это не геройская бравада, не готовность к подвигу каждое мгновение, это пространство тотальной смерти, непроглядно мрачное, безнадёжное и втягивающее в себя как в воронку любого, кто соприкоснётся с ним.