Российский спорт высших достижений по–прежнему серьёзно зависит от поставок инвентаря из недружественных стран. Впрочем, производство некоторых спортивных снарядов уже удалось наладить в России или заместить китайской продукцией.
Побывав недавно на Матче звёзд КХЛ в Петербурге, корреспондент "ДП" с удивлением обнаружил, что шайбы, которыми играли участники звёздного уик–энда, и те, которые продавались зрителям в качестве сувениров, изготовлены в Чехии. Фирмой Rubena.
Поставки из недружественных стран сейчас почти заблокированы. Скорее всего, это старые запасы, сделанные до февраля 2022 года.
Следует признать, за 2 года российские компании заполнить нишу в производстве не самого сложного хоккейного инвентаря не сумели. Кардинально ситуация не изменилась и в большинстве других видов. Спортсмены по–прежнему зависимы от импорта. Только теперь из стран Востока.
Патронов не хватает
Ладно шайбы. Куда сложнее ситуация у биатлонистов. После февраля–2022 много говорили о дефиците и проблемах с доставкой лыж, лыжных мазей, палок, ботинок, о нехватке мест для сборов и соревнований… Но патроны?! Казалось бы, в России с этими изделиями проблем быть не может. Но из–за их нехватки едва не оказался сорван сезон.
Союз биатлонистов России (СБР) в итоге каким–то образом сумел обеспечить на нынешний сезон ведущую группу патронами Lapua (сейчас производство компании перемещено в Германию).
Но цены выросли до космических. Один немецкий патрон стоит около 80 рублей. А в среднем только за одну тренировку спортсмен делает около 60 выстрелов. Получается, цена тренировки приближается к 5 тыс.
А что же отечественные производители? В России этим занимаются Климовский завод и ЦНИИТОЧМАШ, который выпускает патроны "Олимп".
Они точно дешевле: "Олимп" — 43,8 рубля, Климовский — 23,8, но к качеству часто возникают вопросы. Причём российские патроны ещё и постоянно дорожают.
Как выходить из ситуации — в СБР пока не знают. Предлагают вмешаться государству, потому что иначе минимум два вида спорта — биатлон и пулевая стрельба — останутся на будущий сезон без качественных патронов.
Впрочем, где–то на государство и не рассчитывают. А ищут просто других производителей вместо ушедших из России брендов из недружественных стран.
В 2022 году звучали оптимистичные утверждения, что наших лучших футболистов способны одеть отечественные компании. Но, по словам руководителей клубов, ни Demix, ни Zasport, ни Forward пока не готовы выходить на нужный уровень формы.
Теперь в РПЛ доминирует категория "ноунейм" — в такой одежде выступают команды, которые играют в форме известных лейблов без логотипа производителя: либо его совсем нет, либо он тщательно закрыт рекламными принтами.
Катастрофическая ситуация и с фирменными бутсами. В розницу одна пара стоит 36 тыс. рублей. Раньше аналогичные покупали за 17–20 тыс. А на сезон, скорее всего, одной пары игроку не хватает.
Форма есть, но китайская
Отдельные успехи в импортозамещении всё же заметны. В том же биатлоне уже презентовали первую партию нового бренда.
Под маркой PROTEAM на базе Балабановской фабрики в Калужской области начали производство лыж, креплений, палок и мазей. Задумке несколько месяцев, но уже готов инвентарь для юниорского спорта, в перспективе — выход на топ–уровень.
Правда, сколько это в реальности займёт лет — бизнесмены от спорта прогнозировать не рискуют. Скорее всего, не менее двух.
Фехтование — ещё один высокотехнологичный вид спорта, и медалей там разыгрывается не одна и не две. И для наших сборных всё, начиная от клинков и заканчивая масками и костюмами, — сертифицированное и российское.
Хоккейный клуб "Спартак" заявил недавно, что будет теперь играть в форме отечественного производителя. Правда, есть одно но. Комплекты спортивной амуниции шьют не в условном Иваново, а в Поднебесной. На вопрос, почему там, а не на родине, ответили прямо: так удобнее.
Но всё это пока капля в море, не способная изменить тенденцию. Сложнее всего ситуация в тех видах, где производством профессионального оборудования занимаются одна–две компании в мире — и все они из недружественных стран.
Например, в кёрлинге крупнейший производитель — шотландская Keys Curling, действующая с 1851 года, — поставки своих гранитных камней приостановила.
В России нет дефицита гранита. Правда, делать из него спортинвентарь для кёрлинга не получается. Хотя мог бы выйти неплохой бизнес: комплект из восьми шотландских "булыжников" стоит 1,5 млн рублей. Но поставлять гранитные бордюры по госзаказам наверняка проще, а возможно, и выгоднее.
Совсем печальное положение дел в велоспорте, в котором разыгрываются 22 олимпийские медали. Элита спортинвентаря — это США и Италия. Современный велосипед стоит около миллиона рублей. Его хватает максимум на 2–3 года.
Многолетние поставки с Апеннин прекратились весной 2022 года. Насколько хватит запасов старых великов, ответить трудно.
Аховая ситуация и в академической гребле — используются только "старенькие" лодки. Хотя даже поступило указание президента наладить выпуск отечественных "судов", но воз до сих пор не сдвинулся с места ни на дюйм. Малорентабельно.
Это вообще беда для отечественного спорта, когда инвентарь элитного уровня производить экономически невыгодно, потому что нет массовости.
К примеру, в бобслее, скелетоне, санном спорте не более 100 человек занимаются каждой из этих дисциплин. А конкурентоспособный "боб" по цене сопоставим с элитным автомобилем.
Потребности закрыты лишь на 10%
Впрочем, обо всех этих проблемах известно давно. Министр спорта РФ Олег Матыцин на форуме "Россия — спортивная держава" осенью прошлого года в Перми заявил: "Мы понимаем, что зависимость от импорта спорта высших достижений в России остаётся очень высокой, до 90%. Наши аналоги для спортсменов основных сборных команд, которые способны обеспечить выступления на высоком уровне, имеются пока в ограниченном количестве. Поддерживаем в этой связи создание инновационных научно–технологических центров. Полностью готовы вместе начать и реализовать этот проект".
Слова правильные. Но дальше них дело пока не движется.
"Парламентская газета" со ссылкой на Минпромторг ещё в июле 2018–го писала, что российские производители занимают лишь 10% рынка спортивных товаров.
В мае 2019–го экс–министр спорта Павел Колобков озвучил такие же цифры. Спустя 3 года про 90% импорта говорил курирующий спорт вице–премьер Дмитрий Чернышенко. То есть время идёт, а ситуация не меняется.
Пока отечественные предприятия преуспели лишь в производстве недорогих видов продукции, не требующих внедрения сложных технологий. В правительственном документе (стратегия развития спортивной индустрии России до 2035 года) перечислены сегменты, в которых импортозамещение фактически уже произошло: гантели, гири, борцовский инвентарь, лыжные ботинки, оборудование для занятий спортом на улице и на школьных спортплощадках…
А там, где требуются большие вложения и технологические прорывы, даже дна, от которого можно оттолкнуться, пока не видно.
Справедливости ради можно отметить, в мире вообще нет стран, которые производят все товары для спорта! И есть очень много развитых держав, которые в это дело вообще не вкладываются. Например, условная Бельгия. Или Португалия. Что не мешает им воспитывать звёзд первой величины.
Ну и второй момент. Пока российский спорт живёт в условиях санкций и не принимает участия в соревнованиях высокого уровня (в большинстве видов), отсутствие инвентаря и экипировки передовых образцов не так страшно. А значит, время, чтобы решить проблему, ещё есть.