Бывший завод Nissan в Петербурге дистанцируется от АвтоВАЗа. Связь двух компаний теперь едва прослеживается.
В автомобильной отрасли начали активно обсуждать выход АвтоВАЗа из состава учредителей ООО "Автозавод Санкт-Петербург". "Деловой Петербург" писал об этом ещё в начале января, на тот момент, по данным "Контур.Фокус", 100% долей владело ООО "Лада Авто Холдинг", единственный собственник которого — ФГУП НАМИ. Сейчас в ЕГРЮЛ указаны три собственника, но данные о них скрыты.
Опрошенные "ДП" эксперты полагают, что изменения потребовались по причине санкций, наложенных на АвтоВАЗ. Косвенно это подтвердили и представители завода.
"Это закрытая информация. Дело в том, что мы находимся под прямыми санкциями и никаким образом свою корпоративную структуру не раскрываем", — так прокомментировали ситуацию в пресс-службе предприятия.
Автоэксперт Денис Гаврилов напоминает, что ещё в прошлом году из названия завода убрали слово "Лада", что, вероятно, стало первым шагом к дистанцированию от АвтоВАЗа.
“
"Я думаю, что в прошлом году произошла история, когда было заявлено о выпуске Lada X-Cross 5, а в итоге ничего не получилось. Мы не знаем причин, возможно потому, что АвтоВАЗ в этот момент попал под санкции. Но задача-то поставлена что-то делать с этим заводом, поэтому компания продолжает им заниматься, но негласно. Я сейчас, конечно, размышляю, но думаю, что это близко к истине", — полагает он.
В середине января в автомобильных телеграм-каналах появилась информация, что проект выпуска Lada X-Cross 5 заморожен и модель не поступит в продажу. Причиной этого якобы стал разрыв сотрудничества с АвтоВАЗом со стороны китайского производителя FAW, на базе машин которого и собирались выпускать кроссовер. Тогда в российской компании заявили, что "не комментируют слухи".
FAW мог отказаться от проекта именно из-за санкций. В этой логике смена собственников выглядит как стремление обезопасить от ограничений других партнёров. Как пишет телеграм-канал "Русский автомобиль", похожие на формальные изменения, вероятно, нужны, чтобы не подставлять под вторичные санкции нового китайского партнёра.
“
"Я пока не вижу безусловных подтверждений смены собственника. Но если она случилась, то я склоняюсь к версии, что это требование Chery", — заявил в разговоре с "ДП" автор канала.
В пресс-службе агентства "Автостат" также предположили, что изменения вызваны желанием оградить завод от санкций. Там добавили, что не знакомы с другими похожими примерами на российском рынке.
И завод, и АвтоВАЗ теперь тщательно следят, чтобы их связь не упоминалась публично. Так, на сайте и в соцсетях автогиганта удалены упоминания о заводе в Петербурге.
Так теперь выглядит страница сайта "АвтоВАЗа" с пресс-релизом о покупке бывшего завода Nissan.
Ещё 2 недели назад глава АвтоВАЗа Максим Соколов называл бывшую площадку Nissan "наш завод в Санкт-Петербурге". Теперь же на себя обращает внимание другая его реплика, что машины, выпущенные предприятием под новым брендом, — это будет "самостоятельная продукция Санкт-Петербургского автомобильного завода".
АвтоВАЗ попал в SDN-лист Минфина США в сентябре. Соколов признавался, что санкции заставили компанию снизить план по выпуску автомобилей в пределах 10%.
По его словам, санкции доставили немало неприятностей компании. Платежи стали блокироваться даже банками из дружественных стран, которые опасаются вторичных ограничений, а зарубежные поставщики начали массово отказываться от сотрудничества.