Власти Петербурга неоднократно заявляли, что в вопросе привлечения трудовых кадров в экономику города ориентируются не столько на граждан других стран, сколько на россиян, причём преимущественно проживающих в регионах Северо–Запада. А готовы ли соседние регионы делиться человеческими ресурсами с мегаполисом?
За ответами на этот вопрос "ДП" отправился в Карелию, Псковскую и Новгородскую области. Результат оказался довольно очевиден — Петербург давно уже переманивает людей более высокими зарплатами, но регионы ищут способы удержать кадры у себя. Впрочем, не всегда успешно.
Карелия: вакансии есть, а работу не найти
Отток не только мозгов, но и рабочих рук в Петербург и Москву — для Карелии явление не новое. Схема давно отлажена: уехать учиться в один из вузов Северной столицы и, по возможности, найти в городе любую работу. Так нередко делают петрозаводчане. Жители районов, ещё недавно видевшие в Петрозаводске "большой город" с большими возможностями, теперь всё чаще следуют тем же путем: чемодан — вокзал — карьера.
При этом сказать, что в Карелии работы нет, — нельзя. По состоянию на 25 января в базе вакансий регионального управления труда и занятости — более 2,5 тыс. свободных мест. Есть вакансии для многоопытных специалистов с высшим образованием и стажем, есть — для тех, кто только–только закончил 9 классов. Самая высокая зарплата, опять же по данным на 25 января, предложена главному инженеру на карьере в Кондопожском районе — от 130 тыс. рублей. Всегда есть места для врачей и учителей.
Учителя — это вечная боль Карелии. В середине учебного года — 60 вакансий. В некоторых школах функции преподавателей выполняют, например, библиотекари с педобразованием. Самая большая зарплата, которую учителю предлагают, — 46,3 тыс. И это — в Беломорском районе, соответственно со всеми северными повышенными надбавками.
Медики тоже в цене. Вакансий для врачей — 129. Для фельдшеров — 56. Для медсестёр — 169.
Ни для кого в Карелии не секрет, почему скорая в пиковые эпидемические дни может ехать к больному час, а то и дольше: ехать просто некому. Бригады работают из последних сил. Их количество временами исчисляется не десятками, а единицами.
Но велик кадровый голод и в других профессиях, которые, казалось бы, не требуют ни колоссального стажа, ни красных дипломов.
“
"У нас всегда недобор продавцов, — рассказал Сергей, директор магазина техники в Петрозаводске. — Продавцы работают на проценте. Соответственно, чем лучше поработал, тем больше заработал. Но молодёжь, например, хочет сразу получать крупные суммы, не прилагая усилий для роста. Работники постарше нередко готовы получать меньше, не желая прилагать усилий. При этом соседство с честолюбивым коллегой часто раздражает и побуждает уйти. Кажется, начальник не ценит, обижает рублём, заставляя трудиться и изобретая всё новые условия".
"У нас открыта вакансия маркетолога. Задача простая: писать тексты, оформлять рекламу, — поделилась Анна, сотрудница крупной фирмы. — Зарплата невелика, но и функционал маленький. Мне пришло штук 12 резюме. У половины соискателей — ни образования, ни опыта. Это ещё ничего. Но из 12 человек, которых я пригласила на собеседование, пришли трое! Остальные даже не сочли нужным ответить на звонки, после того как не пришли".
Валерия — владелица небольшой семейной кондитерской. О расширении мечтает не первый год. Работников нет. "Да я же всё понимаю, — сетует кондитер. — И не надо мне диплома кулинарного техникума. Главное — санкнижку сделай, а я уж всему научу. Да, работа не из лёгких, но ведь от неё и радость, и польза. Труд тяжёлый: весь день на ногах, встань в три часа утра, покрутись у духовых шкафов. Я всё понимаю, готова учить с нуля, мне нет дела до возраста работников, зарплату даю хорошую, не меньше 50. Но ведь человек придёт, покрутится, примерит на себя — так каждый день до пенсии? Ну уж нет".
При этом управление труда видит и другие проблемные сектора. Хотя, конечно, называет их не проблемными, а растущими. "Сфера промышленности является ведущей на карельском рынке труда ввиду особенности экономического развития региона. В связи с этим постоянная потребность республиканской экономики в квалифицированных кадрах считается показателем стабильности. Наиболее востребованными специалистами являются электромонтеры, сварщики, операторы бумагоделательных и картоноделательных машин, судостроители, специалисты в обрабатывающих производствах, камнедобыче и по другим направлениям", — отметили в управлении. Кстати, ни о нехватке педагогов, ни о нехватке медицинских специалистов чиновники не упомянули.
То есть вакансий в республике много. Но вот парадокс: найти хорошую работу непросто даже в столице региона, где проживает половина населения Карелии.
"Я искала работу специалиста по рекламе, — рассказала об опыте соискания вакансии Евгения. — Опыт у меня небольшой, поэтому на зарплату в 100 тыс., конечно, не претендую. Однако за 30–40 тыс. в месяц работодатели хотят получить не только рекламщика, но ещё и специалиста по настройке таргета, эсэмэмщика, дизайнера, аналитика, курьера".
При этом соискатели в Петрозаводске на чудо не особо уповают. По результатам январского опроса Superjob, например, 52% респондентов понимают — карьера пойдёт в гору и зарплата подрастёт только у того, кто усиленно трудится. Кстати, тех, кто так думает, больше среди состоятельных по петрозаводским меркам работников. При средней зарплате 50 тыс. (по официальным данным, показатель превышает 64 тыс. рублей) 100 тыс. в месяц — это уже зарплата состоятельного человека.
Население Карелии сокращается. Стареет. Доля тех, кто уже перешагнул рубеж пенсионного возраста, растёт неуклонно. В конце прошлого года, например, Карелиястат оценил количество трудоспособных жителей республики в 55 тыс. человек. А в декабре 2022–го трудоспособных было 57,3 тыс. Если брать показатель десятилетней давности, то работать могли 75,7 тыс. человек.
Так что потеря кадров для Карелии проблема не надуманная.
Великий Новгород: с надеждой на университет
По официальным данным Новгородстата, Петербург с Ленобластью являются наиболее привлекательными для переезда новгородцев уже долгие годы. На долю Петербурга приходится 1 / 3 всех выбывших из области жителей, на втором месте — Москва. Данных за 2023 год пока нет, но в 2022 году ситуация мало изменилась: наибольшая убыль населения отмечается в обмене с Ленобластью, куда уехали 442 человека, Москву и Подмосковье для новой жизни выбрали 365 новгородцев, Петербург — 124 человека. Приоритет Ленобласти над Петербургом объясняется ситуацией на рынке жилья: новгородцы редко едут в Тосно, Тихвин или Гатчину, чаще — в Кудрово и Мурино Ленобласти, где квартиры доступнее.
Сколько новгородцев ежедневно на "Ласточках" или маршрутках гоняют в Петербург на работу — особенно из ближайших Чудовского и Маловишерского районов, — никакая статистика, кажется, не учитывает.
Ещё 10 лет назад новгородские власти заявляли об огромном дефиците кадров в ряде отраслей именно из–за близости Северной столицы. "Была ситуация, когда на скорой помощи целые бригады срывались и уезжали работать в Петербург. Человеку, который работает на Станции скорой помощи, выгоднее нанять такси, отработать смену в Петербурге", — говорила занимавшая тогда пост первого вице–губернатора Вероника Минина и добавляла: "Нам никогда в жизни с зарплатой региона не догнать Петербург".
Нынешние новгородские власти ставку делают на молодёжь и понимают, как бороться с "уезжаемостью".
Губернатор Андрей Никитин заявил, что статистика уже показывает более обнадёживающие данные: приезжают в Новгородскую область семьи с детьми, и этих детей больше, чем тех, кто покидает регион. Поэтому основные надежды связаны с Новгородским университетом (НовГУ) и современным кампусом на 4 тыс. студентов, строительство которого начнётся в Великом Новгороде в этом году. Уже сейчас в НовГУ ежегодно поступают около 4 тыс. абитуриентов, половина из которых — из других областей страны. Главная задача — всё та же: чтобы специалисты с новгородским дипломом не уезжали за лучшей жизнью в столицы.
Псков: лидер по потребности в кадрах
Как сообщили "ДП" в комитете по труду и занятости Псковской области, в регионе официально зарегистрированы безработными 1082 человека. При этом за год количество безработных уменьшилось на треть, а количество зарегистрированных в службе занятости на начало 2024–го вакансий составляет 10 566.
Наибольшую потребность в кадрах испытывают обрабатывающие производства (32% вакансий), здравоохранение и социальные услуги (10% вакансий), сельское хозяйство (10%), образование (5%), торговля (5%), транспортировка и хранение (5%).
Промышленности и сельскому хозяйству региона требуются в основном специалисты высшего уровня квалификации, квалифицированные и неквалифицированные рабочие.
В целом уровень напряжённости на рынке труда Псковской области за минувший год снизился в 2 раза и составляет 0,1 человека на вакансию. По этому показателю Псковская область занимает первое место в СЗФО и входит в топ–15 по России. Соответственно, распоряжением правительства РФ Псковская область включена в перечень субъектов, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.
Для обеспечения кадрами в регионе реализуется программа "Повышение мобильности трудовых ресурсов", в рамках которой в 2023 году 12 работодателей получили субсидии для финансовой поддержки 40 работников, переехавших в Псковскую область для трудоустройства из других субъектов РФ.
Кроме того, в декабре в регионе был создан "Молодёжный кадровый центр", который призван адаптировать услуги центра занятости для молодёжной аудитории и проводить специальные мероприятия по профориентации и трудоустройству молодых людей. Этот центр начал с того, что при поддержке правительства Псковской области и конкретно комитета по труду и занятости провёл региональный форум "Найди себя в Псковской области", в котором приняли участие 100 жителей региона в возрасте от 18 до 35 лет.
Президент Торгово–промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов считает, что, занимаясь переманиванием кадров из соседних регионов, власти крупных агломераций "демонстрируют не государственное мышление, какого от них следовало бы ожидать, а местечковую психологию".
“
"Сегодня почти все предприятия и фирмы, члены ТПП Псковской области, жалуются на нехватку кадров. Не хватает работников любой квалификации: от топ–менеджеров до уборщиц. Это связано не только с тяжёлой демографической ситуацией в регионе, но и с неблагоприятной социально–экономической обстановкой. Псковская область, к сожалению, занимает нижние строки российского рейтинга зарплат. Однако до недавнего времени жить и работать в нашем регионе было привлекательно из–за активного международного торгового грузооборота, потому что мы граничим сразу с тремя странами и от Пскова всего 40 километров до Евросоюза. Но в свете последних событий это логистическое преимущество уже не работает, и Псковская область стала обычной российской глубинкой без особых внешнеэкономических перспектив", — подчеркнул собеседник "ДП".
По словам Владимира Зубова, чтобы удержать в регионе ценных специалистов, региональные власти и руководители предприятий повышают им зарплаты, предоставляют бесплатное жильё и подъёмные, но этого недостаточно. Ведь современному человеку нужна современная инфраструктура, в том числе инфраструктура досуга, чтобы ему было не только где зарабатывать, но и на что потратить.
"Существовать в Псковской области (я специально употребил слово “существовать” вместо “жить”), конечно, намного дешевле, чем в столицах, но это именно существование, потому что развиваться здесь труднее. Вот почему отток псковских кадров в более успешные регионы усиливается. Многие псковичи уже и так работают в столицах либо дистанционно, либо вахтовым методом. Это очень заметно по понедельничным и пятничным авиарейсам из Москвы в Псков, по загрузке поезда Псков — Москва, а также “Ласточки” между Псковом и Санкт–Петербургом в начале и в конце недели", — говорит глава псковской ТПП.
К тому же в Ленинградской области и Санкт–Петербурге региональным законодательством для предпринимателей, в том числе прибывших из других регионов, предусмотрены всевозможные преференции и льготы, более существенные и менее бюрократизированные, чем в Псковской области, добавляет он. "И это понятно: там такие предприятия — капля в море, а в Псковской области они все наперечёт и являются кормильцами для регионального и местных бюджетов", — отмечает Владимир Зубов.
"В конце прошлого года мы, как всегда, провели опрос с целью выяснить, какие проблемы волнуют региональное бизнес–сообщество больше всего, — говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей Псковской области Аркадий Мурылёв. — 41% опрошенных нами бизнесменов Псковской области отметили проблему дефицита кадров (в тройке самых значимых проблем прошлого года также спад внутреннего спроса и рост издержек). При этом годом ранее проблема нехватки кадров беспокоила только 30% представителей псковского предпринимательского сообщества".
По мнению омбудсмена, это связано в том числе с тем, что гастарбайтеры едут в Псковскую область всё менее охотно, поскольку зарплаты в регионе остаются сравнительно низкими. Из–за этого минувшим летом во время традиционного сезонного строительного бума работодателям приходилось нести дополнительные издержки, чтобы привлекать рабочих на объекты. "Например, если прошлой весной положить квадратный метр тротуарной плитки стоило 500–600 рублей, то летом — уже от тысячи до двух. И это не потому, что подорожала плитка, а потому, что стало намного труднее найти рабочих и рабочие теперь требовали за свой труд вдвое больше", — рассказывает Аркадий Мурылёв.
По его мнению, если государство заинтересовано в том, чтобы из–за этого в провинции не произошёл промышленный спад, то ему придётся принимать меры. Например, каким–то образом субсидировать крупным предприятиям в Псковской области издержки по удержанию кадров, увеличивать для них целевые квоты на привлечение мигрантов.
"Допустим, в Пскове есть фабрика “Славянка”, один из флагманов отечественной лёгкой промышленности, известная по торговой марке TRUVOR. Она сейчас переживает нелёгкие времена в связи с тем, что увеличились затраты на логистику поставок импортных тканей. Вдобавок гендиректор “Славянки” Елена Александровна Косенкова неоднократно указывала на то, что у неё переманивают квалифицированные кадры. И это при том, что на фабрике созданы социальные условия для сотрудников, но это предприятие не в состоянии бесконечно повышать зарплаты, чтобы сохранить коллектив и тем самым обеспечивать высокое качество своей продукции".
Псковская область как один из самых демографически неблагополучных регионов нуждается ещё и в таких мерах поддержки, как упрощение привлечения несовершеннолетних к сезонным работам и освобождение работающих пенсионеров от страховых взносов.
В 2024 году ситуация на российском рынке труда вряд ли упростится. Понимают это и предприниматели. 80% участников опроса, проведённого hh.ru среди представителей бизнеса, уверены, что дефицит кадров останется фундаментальной проблемой и этого года. Причём у многих бизнесменов возможностей поднимать зарплату уже нет. А раз так, то неизбежны миграции сотрудников — из одной компании в другую и из одного региона в другой.