Работодатели стали реже дарить подарки сотрудникам на гендерные праздники. Вместо этого презенты вручают при трудоустройстве и на корпоративах.
В прошлом году 27% компаний дарили подарки своим сотрудникам и их детям, рассказали "ДП" в ГК "Альфа–Лизинг". По данным исследования, примерная стоимость одного корпоративного подарка составляет 500–2000 рублей. А если подсчитать все праздники за год, то средний чек на одного сотрудника достигает 12 тыс. рублей.
По каким поводам уместны корпоративные презенты
Как рассказала "ДП" доцент кафедры международных отношений Президентской академии в Санкт–Петербурге Нина Шевчук, практика дарения корпоративных подарков, в том числе к гендерным праздникам, довольно широко распространена в России. Однако эта традиция начинает уходить в прошлое.
“
"Социологи фиксируют ощутимый спад спроса на такого рода подарки по итогам прошлого года — не менее чем на 20%. По итогам 2022 года этот спад был отмечен на уровне более чем 30%. Таким образом, мы можем говорить о тренде. Не исключено, что дарение корпоративных подарков в скором времени заместится премированием", — рассуждает эксперт.
По её словам, в тех компаниях, где всё же не намерены отказываться от подарков, предпочтение отдают наборам сладостей или деликатесов к праздничному столу, алкоголю. К нежелательным подаркам Нина Шевчук относит корпоративные календари, кружки, сувениры, брелоки. Более удачные варианты — флешки и пауэрбанки. Особенно хороши экологичные подарки, например многоразовые бутылки для воды.
Чаще всего компании поздравляют сотрудников с Новым годом, годовщинами работы и со стартом работы в компании. Как отметил генеральный директор маркетингового агентства Demis Group Григорий Полкан, бизнес стал чаще отходить от практики вручения подарков на 23 Февраля и 8 Марта, предпочитая организацию небольших корпоративов.
Зато набирает популярность вручение приветственного пакета новичкам. Например, в IT–компании "Инфомаксимум" в первый рабочий день новый сотрудник получает брендированный мерч: блокнот, ручку, карандаш, стикеры, шоколадку, стикерпак, носки, ретрактор для ключ–карты и набор конфет.
"Дважды в год, на летнем и зимнем корпоративах, мы дарим памятные подарки. Новичкам (кто прошёл испытательный срок и официально стал частью команды) вручаются толстовки с логотипом, фамилией и номером, под которым человек пришёл в компанию. Те, кто работает более 3 лет, получают кожаный брендированный блокнот с серебряной фурнитурой и ручкой. Отработавшие 5 лет — блокнот и золотой значок IM", — рассказал руководитель направления коммуникационного дизайна "Инфомаксимума" Вадим Шкарин.
Что дарить сотрудникам
В ГК "Альфа–Лизинг" принято дарить подарки на Новый год, юбилейные и памятные даты. Также фирма поощряет сотрудников, одержавших победу во внутрикорпоративных конкурсах, рейтингах и других активностях. Самые популярные подарки — корпоративный мерч и подарочный сертификат на маркетплейс.
"Для того чтобы выбрать оптимальный подарок для большинства, мы собираем фокус–группы, проводим опросы всех сотрудников компании. Например, выяснилось, что коллектив не считает удачными подарки, полезные только ограниченному количеству истинных ценителей (набор для дегустации сыров). А универсальные подарки радуют всех. По этому принципу в прошлом году в качестве корпоративных подарков на Новый год выбрали умную колонку с голосовым помощником", — рассказала руководитель направления корпоративной культуры ГК "Альфа–Лизинг" Арина Кириленко.
Собеседники "ДП" отмечают, что подарки оцениваются не как материальная ценность, а как проявление заботы и уважения к сотруднику. Поддержка команды в виде презентов — это не просто традиция, но и часть корпоративной культуры, которая делает команду более сплочённой.
Часто компании дарят мерч, однако злоупотреблять этим не стоит. "10–15 лет назад мерч компании был в новинку и действительно радовал сотрудников. Флешки, блокноты и кружки с логотипом компании были символом принадлежности и вызывали гордость. Но со временем мы заметили, что одни и те же типы подарков начинают восприниматься скорее как обязанность, а не признание заслуг", — объясняет Григорий Полкан.
Из брендированной продукции компании предпочитают дарить сотрудникам одежду с креативными надписями, толстовки со значками, двухсторонние дождевики, часы, рюкзаки.
Как подчёркивает HR–менеджер коммуникационного агентства PR Partner Анастасия Курникова, важно выбирать вариант с маленьким и незаметным логотипом, чтобы носить мерч можно было в повседневной жизни.
"Главный тренд в подарочном мерче сегодня — полезность. Важно, чтобы сотрудники действительно носили вещи. Все отказываются от дешёвых сюрпризов: нужно брать либо качественное и долговечное, либо ничего. Средний чек должен составлять от 3 тыс. рублей", — объясняет Анастасия Курникова.
Как правильно оформить деловой подарок
Обычно компании выделяют на подарки сотрудникам 1–3% из годового бюджета, отмечает СЕО Portobello Владимир Мазур. "Бюджет на подарок для одного сотрудника может варьироваться от 1 до 10 тыс. рублей. Например, средняя цена на тематические сеты, которые мы предлагаем к праздникам, — 3–5 тыс. рублей и зависит от дополнительных пожеланий заказчика. Кто–то делает простое нанесение логотипа, а кто–то запрашивает целую визуальную концепцию с полной запечаткой изделия и разными видами нанесения", — комментирует он.
В пивоваренной компании AB InBev Efes требования дарения подарков закреплены во внутренних документах — "Антикоррупционной политике для деловых партнёров" и "Кодексе делового общения".
AB InBev Efes дарит партнёрам продукцию компании или брендированный мерч. Допустимы также букет цветов или ужин в ресторане. Среди неприемлемых подарков — всё, что связано с оружием, эротикой или чрезмерно пышными праздниками.
"Если стоимость подарка превышает 3 тыс. рублей, то по закону требуется заключить договор дарения между организацией и тем, кто его получает. Также если подарок предназначен физическому лицу и его стоимость превышает 4 тыс. рублей, то мы, как организация–даритель, становимся налоговым агентом по НДФЛ", — рассказал "ДП" директор по этике и комплаенсу AB InBev Efes Евгений Глазов.
Чтобы избежать коррупционной составляющей, в AB InBev Efes есть процедура согласования подарков на едином портале. Все обращения рассматриваются отделом этики и комплаенса. Получение подарков сотрудниками извне запрещено, чтобы избежать внешнего влияния.