Инженеры Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит" (входит в Объединённую судостроительную корпорацию, ОСК) разработали систему искусственного интеллекта с оригинальным названием "Креветка".
“
"Раньше при установке искусственного интеллекта в подводных роботов мы сталкивались с заложенными в них ограничениями. В результате машина не могла обработать все сигналы, исходящие из её "мозга", — рассказал инженер-конструктор СПМБМ "Малахит" Владислав Дроботухин. — Наша инновация заключается в использовании особых трансформеров для эффективной обработки информации и принятия аппаратом решений в реальном времени".
Применять её планируется, в том числе, на телеуправляемых необитаемых подводных аппаратах (ТНПА). Проект позволит оснащать такие аппараты искусственными "глазами", то есть способностью идентифицировать объекты на большой глубине.
Ожидается, что "Креветка" сможет распознавать объекты в автоматическом режиме с помощью камер и гидролокатора, а также понимать жесты водолаза или оператора. Таким образом, систему можно использовать как для научно-исследовательских целей, так и для нужд судостроения или обследования морского дна. Например, она способна определить очаг возгорания под водой или объекты на дне, может даже искать места обитания крабов.
В советские годы в этом бюро спроектировали первую атомную подлодку "Ленинский комсомол". Сегодня в разработке инженеров "Малахита" несколько робототехнических проектов. В том числе это унифицированная роботизированная подводная платформа "Мурена", необитаемый аппарат–рабочий и элементы системы "технического зрения". Они могут применяться, например, для обслуживания инфраструктуры подводных добычных комплексов в Арктике или на Дальнем Востоке, а также в работах по реабилитации Арктики от радиоактивных объектов. Кроме того, перед конструкторами стоит непростая задача: построить сверхглубоководный обитаемый аппарат, который сможет изучать доселе неизведанные участки Мирового океана.
Бюро разрабатывает и ТНПА. Один из них — рабочего класса, может выполнять подводно-технические работы по глубинах до 2,25 км: обследовать объекты, монтировать оборудование и конструктивные элементы, вести техническое обслуживание или ремонт.
Ранее "Малахит" завершил разработку обитаемого подводного аппарата. Первый из них — проект 03660 "Ясон" — с 2022 года строится на Севмаше в Северодвинске по заказу компании "Газпром трансгаз Санкт-Петербург". Этот аппарат может погрузиться на глубину до 2250 м и имеет угол визуального обзора не менее 270 градусов. А управлять им сможет экипаж из двух человек.
Напомним, 2024 год пройдёт в Петербурге под знаком науки. Празднования начались 8 февраля: в этот день Пётр I основал Российскую академию наук и Санкт-Петербургский государственный университет. Первые мероприятия прошли, в том числе, в мультимедийном парке "Россия — Моя история". Там стартовал II ежегодный региональный молодежный научно-просветительский форум "Инновации молодых". Его организовал совет молодых учёных и специалистов ОСК совместно с молодёжным советом Московского района Петербурга. Задача проекта — создать площадку, чтобы привлечь в сферу исследований и разработок талантливых ребят.
Основным событием юбилейного для российской науки года станет всемирный научно-образовательный форум "Наука — обществу и миру". Он пройдёт в Петербурге в июле 2024 года.
В отечественных разработках остро нуждается промышленность, которая растёт значительными темпами. Так, индекс промышленного производства Петербурга за 2023 год вырос на 9,9% по сравнению с предыдущим годом. А обрабатывающие отрасли города продемонстрировала ещё более впечатляющие 11,4% прироста за год. Устойчивая динамика развития промышленности, — безусловно, позитивный сигнал для экономики, отмечал ранее вице-губернатор города Валерий Москаленко. Он также высказал уверенность в том, что и в текущем году у городской промышленности достаточно ресурсов для укрепления позитивных тенденций.