В 2023 году в Петербурге установлен рекорд по числу отремонтированных объектов улично-дорожной сети. В 2024–м планируется не менее динамичное развитие транспортной инфраструктуры. Как и конкурентной борьбы на рынке.
По данным КРТИ, в прошлом году в нормативное состояние было приведено 85% дорог Северной столицы — это более 250 км улиц и магистралей, 150 из них — в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги". В текущем году, по словам чиновников, объёмы ремонта будут наращиваться: в бюджете на эти цели в ближайшие 3 года предусмотрено по 11 млрд рублей ежегодно. На капремонт дорог в трёхлетний период заложено 7,1 млрд, ещё 8,7 млрд — на реконструкцию и обновление мостов, путепроводов, искусственных сооружений.
Заявленные масштабы и планы имеют многонаправленный эффект, который при этом носит единый характер — воодушевляющий. С одной стороны, обрисовываются чёткие в прямом смысле пути, формирующие более комфортное жизненное пространство. С другой — это в том числе придаст ускорение развитию экономики региона. С третьей — воодушевились исполнители работ.
Причём Петербург становится всё более интересен игрокам рынка строительства транспортной инфраструктуры и из других регионов — и не только благодаря финансовой стороне вопроса: реализация крупных, сложных, интересных проектов в Северной столице, как и в Москве, значимо украшает портфолио и укрепляет репутацию предприятия (конечно, в случае соблюдения сроков и позитивных отзывов со стороны заказчика).
И асфальт, и дёготь
Впрочем, воодушевление не всегда предполагает лёгкий доступ к цели. Особенно если речь про госзакупки. И есть уже сложившийся региональный рынок, где контракты с самой высокой стоимостью традиционно заключали несколько давно зарекомендовавших себя предприятий. Впрочем, со сложной конкурентной борьбой в последнее время сталкиваются и эти игроки.
В 2023 году зафиксировано несколько случаев, когда заключение соглашений и старт работ откладывались после подачи жалоб компаниями, не согласными с итогами конкурса. Одной из самых запутанных, пожалуй, стала история с поиском подрядчика для реконструкции Цимбалинского путепровода. Длилась она несколько месяцев, за которые конкурс успели провести трижды. Не прошли без жалоб в ФАС и две закупки на ремонт дорог в южных и северных административных районах Петербурга на общую сумму порядка 7,2 млрд рублей. Здесь жалобы признаны необоснованными. Все эти ситуации затрагивали интересы как раз крупнейших дорожно-строительных компаний города, традиционно работающих с серьёзными госзаданиями и "дорогими" контрактами.
Однако самый свежий случай коснулся новичка на петербургском рынке. Эта ситуация вокруг аукциона больше других всколыхнула интерес СМИ, что неудивительно, поскольку речь идёт про большой объект — участок левого берега набережной Обводного канала от протоки Французского ковша до Атаманского моста. В торгах приняли участие два предприятия — победителем определено ООО "СтройБлокТехнология" (ООО "СБТ"). Однако оппонент — ООО "РСГ" — подал жалобу, где значилось, что заказчик — СПб ГБУ "Мостотрест" — неправомерно установил дополнительные требования к участникам закупки. Однако довод не нашёл подтверждения, и в результате комиссией ФАС жалоба признана необоснованной. Информация об этом уже появилась в Единой информационной системе в сфере закупок, данные обновлены 5 февраля 2024-го — строительно-монтажные работы по капитальному ремонту объекта будет осуществлять ООО "СБТ". Сроки — до середины декабря 2025 года.
Кстати, несмотря на то что для компании в Петербурге это первый объект, она уже работала в Ленинградской области — также в рамках госзаказа. Собственно, контрактов у предприятия, основанного в 2007 году в Республике Башкортостан, за плечами уже немало: по данным СБИС, на текущий момент оно выиграло в 87 торгах. Также в открытых источниках есть информация, что общая сумма поставляемых в рамках выполненных и текущих контрактов товаров и услуг составляет порядка 56 млрд рублей. Рост выручки в 2022-м по сравнению с 2021-м составил почти 148%.
В компании также сообщили "ДП", что в связи с растущим объёмом портфеля и расширением географии заказов от ЦФО до Дальневосточного федерального округа, а также приходом на рынок Северной столицы происходит смена юридического адреса на петербургский — с наличием представительства фирмы в Северной столице. Однако другие планы здесь раскрывать не стали. По ситуации с закупкой заметили, что "локальные" игроки на рынке не хотят без борьбы отказываться от устоявшихся притязаний на стоящие заказы. А также пояснили, что для компании это очередная новая ступень в развитии: престижные столичные проекты, позволяющие доказать уровень своих компетенций, мастерства, опыт и готовность справляться с максимально сложными задачами в новом регионе могут открыть предприятию более широкие возможности на рынке страны.
Разжечь новую страсть
Учитывая растущие объёмы дорожного, а также мостового строительства и ремонтных работ в городе на Неве, можно ожидать, что в текущем году различных сообщений в СМИ, подтверждающих увеличивающуюся конкуренцию среди игроков на петербургском рынке, будет не меньше. Появятся и новые участники, предлагающие свои услуги. По традиции такая ситуация влечёт за собой в целом выход рынка на новый уровень качества — в борьбе за лучшие позиции и престижные проекты.
При этом в интервью "ДП" представители крупных дорожно-строительных компаний не раз говорили, что не гонятся за всеми "большими" контрактами как таковыми: каждое предприятие тщательно взвешивает свои возможности, учитывая параллельно реализуемые проекты. Не стоит забывать про серьёзные требования к госзаказам, риски, а также объём обязательств и особый подход к каждому объекту.
В ООО "СтройБлокТехнология" добавили по этому вопросу, что компаниям, имеющим сложившуюся положительную репутацию, важно выдержать все условия контракта, так как это одно из ценных качеств для заказчиков. Сама организация предпочитает сдавать объекты раньше срока и, судя по отзывам в открытых источниках, имеет статус ответственного контрагента. "Материальная база СБТ, наработанные активы и более 3 тыс. сотрудников позволяют нам производить работы быстро, но при этом качественно. Однако в рамках высокой конкуренции каждое решение необходимо просчитывать: если мы не укладываемся в сумму контракта, которая обеспечит качество работ, — то предпочитаем не участвовать в нём", — рассказал генеральный директор компании Павел Баженов.
Остаётся только наблюдать, как нарастание конкурентной борьбы за заказы будет менять стратегии и подходы игроков рынка. А главное — как стремительно будет преображаться город.