О трендах гастротуризма — Леонид Гелибтерман, президент Международного эногастрономического центра, глава комитета по гастрономическому туризму Российского союза туриндустрии.
Что такое гастрономический туризм и справедливо ли будет назвать его элитным видом отдыха?
— Начнём с того, что в нашей стране юридически понятия "гастрономический туризм" не существует, ни в одном правительственном документе он не сформулирован. Поэтому под гастротуризмом понимаются самые разные явления. Многие представляют данный вид туризма как нечто эксклюзивное и дорогое: когда туристы летят в Намибию попробовать знаменитые намибийские устрицы или устраивают винный тур по замкам Бордо. Безусловно, это часть гастро– или винного туризма (энотуризма), но в моём понимании он гораздо шире и связан с любым путешествием, одной из важных целей которого является знакомство с местной кухней. В таком случае гастрономический туризм становится более массовым и демократичным.
То есть всё зависит от кошелька?
— Скорее от того, что хочется попробовать. Я знаю многих людей, которые не входят в списки миллиардеров, но специально копят на свой довольно дорогостоящий отдых мечты.
Подходит ли гастротуризм для тех, кто объездил полсвета?
— Есть мнение, что если человек много чего видел и пробовал, то его сложно удивить. Я бы не совсем с этим согласился. Люди, которым интересно путешествовать, умеют видеть изюминку. Что касается гастро– или энотуризма, здесь ещё больше возможностей. В поездке ты будешь пробовать что–то новое и вероятность того, что тебе понравится, достаточно высока. Особенно если подготовиться и понимать, чего ждать от места, куда ты поехал, ведь гастротуризм является частью исследования культурного кода того или иного региона. Туризм в своей основе — это эмоции, за ними мы и едем. А гастрономические ощущения — одни из самых важных и приятных в жизни.
Каков портрет гастротуриста?
— Я выделяю несколько категорий. Первых назовём экспертами. Они путешествуют прежде всего с целью повысить свой уровень знаний. Вторая категория — гастроактивисты, которые получают громадное удовольствие от таких поездок. Есть категория гастроэнтузиастов — такие люди находятся на начальной стадии и ещё не полностью погрузились в эту тему, но проявляют интерес в отношении познания. И последние — скажем так, ситуативные гастротуристы. Когда, к примеру, отдыхая на курортах Краснодарского края, турист узнаёт об экскурсии в винный погреб Абрау–Дюрсо и решает впервые провести время именно так. Соответственно, спектр предложений на рынке гастрономического туризма в том числе зависит от того или иного сегмента аудитории.
Гастро– или энотуризм — это прибыльно?
— Точных цифр я не назову, но поверьте: у тех компаний, которые всерьёз занимаются организацией туров на собственные предприятия и хозяйства, часто доходы от винного туризма составляют очень большую часть от общей прибыли. Многие винзаводы и пивоварни осознали, что туризм — это деньги. Практически все винодельческие компании или уже начали водить к себе туристов, или находятся в процессе создания таких программ. Теперь нужно правильно организовать, отсюда — огромный запрос на профессионалов в этой сфере туризма.
В этой среде много дилетантов?
— Очень много. В России таких специалистов не готовит ни одно учебное заведение, и мы чувствуем кричащий недостаток профессионалов в этой области.
То есть организатору таких туров недостаточно хорошо готовить или всё знать о танинах?
— Хорошо готовить как раз совершенно не обязательно. Ну, скажем, если вы принимаете туриста на винодельне, вам нужен специалист, который не просто сможет грамотно рассказать о вине и провести дегустацию, но и должен понимать, зачем турист едет, что ему предложить. Сейчас это происходит импровизационно. В сфере преуспевают люди, у которых есть врождённый талант к гостеприимству, однако это не значит, что они готовы всесторонне.
Есть страны, где существуют магистерские степени Master of Wine Tourism и Master of Gastronomic Tourism и специальные программы, рассчитанные на год или два. Сейчас мы ведём работу по созданию подобных программ с Финансовым университетом при правительстве РФ.
Где в таком случае искать достойные варианты сегодня?
— У большинства крупных туроператоров есть гастрономические туры. Сведения о ведущих объектах гастро– и винного туризма также есть на сайтах туристско–информационных центров разных регионов. В России уже появилась профессиональная среда винных гидов, которые организуют индивидуальные поездки по наиболее примечательным местам. Но, как обычно, лучше смотреть на отзывы бывалых. Если компания или гид предлагает посещение отдельных заводов или хозяйств, стоит посмотреть их странички в интернете, почитать о репутации этих производителей.
Что касается заграничного предложения, вскоре Всемирная организация винного туризма (GWTO) завершит работу над созданием мирового маркетплейса, на котором будут представлены варианты для энотуризма в разных странах. Россия тоже активно участвует в этом проекте.
Леонид Гелибтерман
Какие регионы России входят в топ по популярности в данной отрасли туризма?
— Давайте начнём с того, что в России есть гастрономическая столица, этому региону даже выдано свидетельство Роспатента. Об этом вы, может быть, даже не подозреваете.
Что–то похожее слышала в прошлом году про Петербург...
— Петербург действительно в конце 2023 года получил звание от Роспатента, но звание кулинарной столицы. Гастрономическая же столица России — это город Казань. Мало того, многие регионы сегодня пытаются стать столицей чего–нибудь. Суздаль — огуречная столица, Тула — столица пряников, Волгоград — горчичная столица, Соль–Илецк в Оренбургской области — арбузная. Подозреваю, что эта тенденция будет только нарастать, но в ней нет ничего плохого: регионы работают над собственным брендом, а что может быть более запоминающимся, чем еда и вкусовые впечатления?
Куда бы вы посоветовали поехать и что попробовать?
— У меня есть личный рейтинг, который возглавляет Калининград. Это безусловная столица уличной еды, и то, что регион делает в этом направлении, в том числе организуя гастрономические фестивали, — достойно уважения. Интересно работает Мурманск с его северной кухней. Среди регионов Дальнего Востока отмечу гигантский рывок Камчатки в сфере гастротуризма, причём не только в популяризации морепродуктов. В этом регионе великолепные дикоросы, и, на мой взгляд, самый перспективный продукт Камчатки — это жимолость.
Даже не подумала бы…
— Да, и в этом вся проблема — о многих туристических преимуществах нашей страны мы даже не слышим. К примеру, очень старается развивать гастротуризм Бурятия, причём не только в области национальной кухни. В республике сохранилась уникальная кухня староверов под охраной ЮНЕСКО — с их оригинальной рецептурой, старинными печами. На Урале группа энтузиастов активно старается с проектом "АУК" — аутентичная уральская кухня.
Не удивлю никого, сказав, что центр российского винного туризма — это Краснодарский край. По моим данным, уже упомянутый Абрау–Дюрсо является мировым лидером по числу посещений одной винодельни — сотни тысяч туристов за год. Есть в регионе и другие примеры: крупные, как "Шато де Талю", "Фанагория", "Кубань–Вино", "Лефкадия", а также средние и небольшие винодельческие хозяйства. Вокруг заводов выстраивается целый туристический кластер с ресторанами, гостиницами и так далее.
Винный туризм, должно быть, имеет и отложенный эффект? Турист приобретает понравившееся вино с собой, а потом ищет такое же на полках магазинов дома...
— Конечно, и в этом заключается большая коммерческая выгода. Только винный туризм нельзя сводить к тому, что турист приехал на производство и прикупил пару бутылочек по спеццене. Это примитивное понимание, с которым мы боремся внутри отрасли. У специалиста должна быть другая цель: обеспечить посетителю все возможности красиво, с удовольствием отдохнуть, провести время с интересом и наслаждением — и потратить больше денег на спектр предоставленных услуг, не жалея об этом. В этом и заключается мастерство.
Вы упомянули, что пивзаводы тоже развивают свои турпрограммы. Пивной туризм в России существует?
— На мой взгляд, у нас эта тема пока не сформировалась. Я говорю не о том, куда поехать выпить пива, а про устойчивый туризм. В своё время довелось увидеть, как это устроено в Дублине у "Гиннесса": здание музея в семь этажей, куда ходит специальный туристический автобус, экскурсии по несколько часов с повествованием об истории, технологиях, дегустацией для разного контингента.
В нашей стране предложения пивных маршрутов надо ещё поискать. Но думаю, в индустрии уже назрел этот вопрос и в 2024 году в том или ином виде ведущие игроки будут объединяться и заявлять о себе в сфере туризма подобно винодельческой отрасли.