Несостоявшееся место прописки газпромовского небоскрёба скрыто от глаз глухим забором. Вопрос, что там сейчас и, главное, что будет, — до сих пор будоражит умы.
Одна из последних новостей: владелец Охтинского мыса перерегистрировался для работы с памятниками архитектуры. Прежде он официально ими не занимался. По данным системы "Контур.Фокус", владеющее участком ООО "Газпром Лахта" 28 декабря 2023 года расширило свой профиль. Прежде, по федеральному классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), предприятие занималось только строительством и управлением недвижимостью. Теперь же оно получило новые коды деятельности. Среди них "работы специализированные прочие" (включает "реставрацию и консервацию фундаментов объектов культурного наследия"), "деятельность, связанная с инженерно-техническим проектированием" (включает разработку проектной документации по объектам наследия) и "научные исследования и разработки в области естественных и технических наук" (включает исследовательские работы по исследованию и воссозданию объектов наследия).
Это уже не первая реорганизация компании "Газпром Лахта". Годом ранее, в декабре 2022-го, у компании сменился учредитель. Вместо Фонда поддержки социальных инициатив "Газпрома" им стало некое АО "Лидер". Возникли предположения, что участок будто бы мог быть перепродан. Но директор остался прежним, так что более вероятным пока видится другое объяснение — это такой способ обойти западные ограничения.
Возможно, по той же причине в августе 2023 года сменился глава российского представительства японской компании — автора архитектурной концепции здания на Охтинском мысу. По данным Государственного реестра аккредитованных филиалов и представительств, московский офис "Никкэн сэккэй" вместо Фадди Джабри возглавил другой управленец, Eлена Полякова. Впрочем, в утверждённой документации иностранная фирма всё равно не фигурирует — архитектурные решения были разработаны ООО "ТПО Прайд" по заказу ООО "Метрополис".
Что происходит на Охтинском мысу
На фоне последней реорганизации с конца прошлого года на Охтинском мысу активизировались подготовительные работы. В 2023 году на участке снесли последнюю сохранившуюся капитальную постройку.
В том же году городской комитет по тарифам утвердил расчётную нагрузку и цену за подключение участка к водопроводу и канализации. В конце года были выданы порубочные билеты, а также ордера ГАТИ на размещение бытового городка и строительство газопровода. Недавно же завершилось общественное обсуждение акта историко-культурной экспертизы проекта благоустройства территории будущего многофункционального здания. Как сообщал "ДП", там планируют разместить центральную площадь, амфитеатр, смотровую площадку, фонтан и экспозицию в зоне объекта культурного наследия под нависающей частью здания.
В том же акте экспертизы упоминается "подземный музей". Помещение под музей площадью 1,5 тыс. м2 — часть договорённостей с инвестором, так видят компромисс с общественностью, которая настаивала на сохранении оставшихся на мысу фундаментов и фрагментов земляных фортификаций. И так же, по-видимому, видят исполнение поручения президента "рассмотреть вопрос о создании историко-археологического музея-заповедника на Охтинском мысу". Выставочное пространство на Охте мыслится как филиал Музея археологии. О необходимости его создания археологи говорят не первый год, но именно сейчас процесс, кажется, ускорился.
Новое культурное учреждение создают на базе Музея истории Петербурга. Главная выставочная площадка разместится в Меншиковом бастионе Петропавловской крепости. Недавно проект приспособления этого бастиона прошёл городской Совет по наследию. Именно в контексте музея, как правило, упоминается в последнее время в прессе будущее мыса. В частности, проект музея был представлен на выставке "Россия" в Москве. Eсли несбывшийся "Охта-центр" продвигали под лозунгом, что город должен развиваться (и эта пиар-кампания, очевидно, не принесла ожидаемого эффекта), здесь основной посыл видится в том, что город должен сохраняться. К слову, в 2003-2008 годах на Охтинском мысу, где тогда ещё были заводские постройки, существовал музей "700 лет — Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц" (он был создан на средства компании "Охта-групп"). Музей в Меншиковом бастионе обещают открыть в 2028 году. То есть практически к 20-летию закрытия старого.
Когда построят здание на Охтинском мысу
Разрешение на строительство общественно-делового центра ПАО "Газпром нефть" было выдано в сентябре 2022 года. Оно оформлялось сроком на 4 года. Полтора года уже прошли. То есть минуло 40% времени стройки. При этом в начале февраля в Госстройнадзоре сообщили, что уведомления о начале работ до сих пор не получали. Eсли работы так и не начнутся, то, как показывает практика, это может стать основанием для отказа в продлении разрешения.
Eсли же работы всё-таки начнутся, то не факт, что их успеют закончить в срок, поскольку фронт их большой: как следует из проектной документации, необходимо устроить котлован глубиной до 18 метров, монолитную железобетонную плиту толщиной 9 метров и множество свай. В возводимом здании будет два подземных и семь надземных этажей. Общая площадь помещений составит 166,5 тыс. м2. Предусмотрена стоянка на 1,4 тыс. автомобилей.
При этом непреодолимых юридических препятствий для начала строительства нет. Осенью 2023 года градозащитники не смогли обжаловать разрешение на строительство на Охтинском мысу в Санкт-Петербургском городском суде.
Вряд ли промедления связаны с тем, что у компании закончились деньги. По данным аналитиков "Финам", в последние месяцы рыночная конъюнктура для российских нефтяников была в целом благоприятна с учётом умеренно слабого рубля и стабильных цен на чёрное золото.
Возможно, инвесторам просто некуда спешить. У компании есть офисные помещения в центре города. Небоскрёб в Лахте, давно построенный, до последнего времени полноценно не эксплуатировался. Территория на Охте в будущем, вероятно, станет более привлекательной и более статусной, когда (и если) напротив построят жилой квартал для судей Верховного суда, а по соседству — станцию метро.
Наконец, не исключено, что окончательное политическое решение ещё не принято.