В пятницу, 1 марта, ровно год, как действует запрет на предоставление информации о собственниках недвижимости третьим лицам. Бизнес адаптировался к новым правилам, но многие признают, что работать стало сложнее.
Официально ограничения на получение третьими лицами выписок из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) были преподнесены как благо. Законодатель спрятал от посторонних глаз информацию о собственниках — физических лицах, как действующих, так и прошлых (собственники — юридические лица в выписках Росреестра по–прежнему видны). Государство посчитало, что отсутствие сведений в открытом доступе защитит владельцев жилья от мошенников. По истечении года вскрылись проблемы, о которых экспертное общество неоднократно предупреждало.
Запрет увеличил затраты
Ещё год назад схема работала просто: заинтересованное лицо (покупатель, арендодатель, банк, управляющая компания, кадастровый инженер, арбитражный управляющий, агентство недвижимости, и т. д.) обращалось к сервисам Росреестра и за небольшую сумму получало выписку ЕГРН. Стоимость при однократном запросе не превышала 450 рублей, при покупке так называемого пакета до десятков тысяч выписок — несколько копеек.
Состав информации не меняется десятилетиями: в зависимости от характера выписки интересант получал информацию о характеристике жилья, его кадастровой стоимости, вплоть до расширенных данных: ФИО всех собственников, наличие или отсутствие обременений (от запрета на регистрационные действия со стороны судебных приставов до залога перед кредитором, которым может выступать не только ипотечный банк).
Законодатель решил, что сложившийся порядок требует корректировок. И изменил схему получения выписок. Доступ к сведениям о собственниках недвижимости остался непосредственно у владельцев и у ряда государственных органов. Бонусом расширены способы получения выписки: в режиме онлайн и бесплатно через "Госуслуги", платно — в МФЦ или у нотариуса. В результате легальное получение информации в ряде случаев сегодня стало дороже в 1,5 раза.
Инициатор запрета депутат Александр Хинштейн неоднократно говорил, что специально установлен низкий тариф на выписки в нотариате, который не превысит 300 рублей. Спустя год эта сумма выросла до 450 рублей из–за комбинированного тарифа (федеральная и региональная части). Минимальная цена в МФЦ пока держится на уровне 460 рублей.
Как сообщили "ДП" в филиале ППК "Роскадастр", после вступления запрета в силу в марте 2023 года количество оформленных выписок за прошедший период существенно не изменилось: 1,75 млн против 1,73 млн в 2022 году. Рынок не стал отказываться от обращений в ЕГРН. При этом если сравнивать изменения внутри каналов предоставления информации, то через "Госуслуги" выдано выписок в 2,3 раза больше, причём в 1,5 раза больше по запросам со стороны судебных органов и приставов. У нотариусов же наметилось незначительное снижение (–2%).
Когда вводили запрет, законодатели утверждали, что негативных последствий он не принесёт: дескать, если продавец жилья отказывается предоставить сведения из ЕГРН, значит он недобросовестен и лучше найти другого. Но инициатор изменений не стал вдаваться в нюансы, что данные в ЕГРН нужны не только мошенникам или продавцам. Вдовесок к росту стоимости услуги у всех участников рынка недвижимости заметно усложнилась жизнь.
Собственник за всё заплатит
Первыми пострадавшими от нововведения оказались сами собственники. В многоквартирных домах иногда возникают инциденты, когда соседи сверху или сбоку наносят ущерб имуществу. Чтобы узнать, кого именно нужно привлечь к ответственности, теперь приходится собирать множество бумаг и справок. В противном случае нотариус просто откажется оформлять выписку.
Запрет фактически уничтожил на корню и зарождавшийся было гражданский долг: если собственник–сосед сдаёт внаём шумным арендаторам жильё, сообщить о нём в фискальные органы стало практически невозможно — госорганы любят, когда им предоставляют полную информацию, без неё обращение не будет рассмотрено. Наделённые сведениями управляющие компании чаще бездействуют: с одной стороны, боятся последствий нарушения закона о персональных данных, с другой — о смене собственников они узнают последними. Впрочем, УК от запрета получили свой персональный бонус: чтобы провести собрание собственников о смене управляющей компании, например, инициативному жителю нужно знать всех владельцев квартир в доме. Прежде эту информацию можно было получить за один вечер. Сегодня — только через суд, если УК откажется предоставить реестр добровольно. Пока тянутся судебные заседания, инициатива подугаснет, управление многоквартирным домом останется в прежних руках.
Второй, более значимой аудиторией пострадавших оказались посредники рынка недвижимости: агенты и ипотечные банки. Риски мошенничества, от которого законодатель и пытался защитить собственников, в результате кратно возросли.
Прежде агент самостоятельно проверял чистоту объекта недвижимости, заказывая все виды выписок из ЕГРН (частота смены собственников, вид получения права на жильё — подарок или наследство, наличие перепланировок и так далее). Сегодня посредники вынуждены довериться электронным файлам продавца, если тот согласится их предоставить (или, что наиболее распространено, оперировать полученными пару–тройку лет назад и утратившими актуальность).
Увеличились и сроки проведения сделок купли–продажи. Особенно при продаже машино–мест или комнат в коммунальных квартирах. Теперь приходится посещать нотариуса дважды, сперва — за платной выпиской ЕГРН по совладельцам, затем — при совершении сделки.