Gigachat, Kandinsky и YandexGPT — список отечественных сервисов на базе искусственного интеллекта можно продолжать долго, и он постоянно растёт. Какие перспективы у рынка ИИ в России?
Российский сегмент переживает активное развитие нейросетевых инноваций. Так, к примеру, в конце февраля стало известно, что группа VK занимается созданием своей LLM (Large Language Model — Большая Языковая Модель), обучая её на постах и комментариях в открытых группах "ВКонтакте".
Кроме языковых моделей на отечественном рынке представлены и нейросети, которые способны генерировать изображения по запросу пользователя (text–to–image). К таким относятся Kandinsky от "Сбера" и "Шедеврум" от Yandex.
Стоит отметить, что, в отличие от западных моделей, использование продуктов от "Сбера" и Yandex — бесплатное. Платить надо будет только юридическим лицам в случае подключения сервиса по API: если клиент захочет интегрировать GigaChat в бизнес (к примеру, для общения с клиентами), ему это обойдётся минимум в 600 рублей в месяц.
Для физлиц доступны бесплатные варианты и платные пакеты с более широким функционалом. В среднем цены на работу с российскими нейросетями для бизнеса находятся на уровне 0,2–0,4 рубля за 1 тыс. токенов (то есть символов). Так как часть отечественных нейросетей пока находится в разработке, цена и условия их использования неизвестны.
Для сравнения: использование клиента от американской OpenAI будет стоить около 5 рублей за 1 тыс. токенов. Для физлиц средняя стоимость подписки на западные ИИ–сервисы колеблется в диапазоне $10–20 в месяц.
Прогнозы по росту проникновения ИИ в России
Согласно информации министерства экономического развития РФ, которую его представители озвучили на пленарной сессии "Искусственный интеллект — главная технология XXI века", общий уровень внедрения ИИ в приоритетных направлениях экономики составил 31,5%. Уровень внедрения технологии в целом за последние 2 года вырос в 1,5 раза.
Несмотря на новизну нейросетей, у руководства страны уже есть на них конкретные планы: в ближайшие 6 лет внедрить искусственный интеллект планируется уже в 95% организаций. Инвестиции же в этот сектор бизнес и государство хотят увеличить почти в 8 раз — со 120 млрд до 850 млрд рублей.
Желание государства инвестировать в ИИ сомнению не подвергается. Хочет ли этого бизнес? Исследование "Яндекса" и "Яков и партнёры" от декабря прошлого года показало, что каждая пятая российская компания уже использует генеративный искусственный интеллект (то есть тот, который может создавать тексты, код или визуальные элементы по запросу).
"Сегодня каждая вторая опрошенная компания в России находится на этапе экспериментирования и эксплуатации решений на базе искусственного интеллекта. Из тех, кто уже начал внедрять ИИ в свои процессы, 68% отмечают, что он оказал влияние приблизительно на 1–5% EBITDA компании", — говорится в комментарии к материалу от Александра Громова, партнёра компании "Яков и партнёры".
Какую работу доверяют искусственному интеллекту
Тем не менее, несмотря на высокие темпы внедрения ИИ в корпоративную жизнь, российским компаниям придётся побороться за кусок пирога: согласно тому же исследованию от "Яков и партнёры", 100% опрошенных организаций пользуются решениями от OpenAI (которые создали самую известную ChatGPT 3.5, ChatGPT4). Yandex GPT дополнительно в то же время используют 80% респондентов.
Компании зачастую пользуются нейросетями, чтобы автоматизировать общение с клиентами (через чат–боты, к примеру), разработать маркетинг–стратегию или написать текст.
Так, согласно исследованию "Работа.ру", 50% компаний–респондентов пользуются сервисами для генерации текстов, треть опрошенных генерирует при помощи ИИ изображения (что особенно полезно, к примеру, в дизайне). По 14% предприятий прогнозируют склонность сотрудника к увольнению и создают вакансии с помощью ИИ.
Преимущество российских нейросетей — их доступность, ведь западные решения зачастую могут не работать без VPN, к тому же за них не заплатить напрямую.
Для каких–то компаний решающим фактором может стать конфиденциальность: внедрение ИИ в бизнес–процессы всё равно означает, что собираемая информация будет проходить через хранилища третьих лиц (если это не автономная система, но для неё нужна соответствующая инфраструктура). В таком случае логичнее было бы выбрать отечественный аналог, хотя и это не панацея: от утечки данных не застрахован никто.
Тем не менее этот риск ИИ–предприятия могут исправить, вкладываясь в кибербезопасность и концентрируясь на сборе обезличенных данных пользователей — тогда в случае утечек данные могут представлять интерес разве что конкурентам.
Одновременно с позитивной оценкой нужно отметить и то, что в некоторых аспектах российский продукт уступает тем же ChatGPT и Midjourney (нейросеть для генерации изображений).
Сервис от компании OpenAI, к примеру, лучше справляется с написанием кода, а также лучше общается на разных языках.
Однако подобные особенности вполне могут быть нивелированы тем, что отечественные продукты можно будет лучше интегрировать в работу, нежели западные аналоги.
В любом случае ближайшее десятилетие обещает быть гонкой искусственных интеллектов: согласно кривой ажиотажа Гартнера (графическое отображение цикла зрелости технологий. — Ред.), генеративный ИИ сейчас находится на пике популярности: это значит, что и ожидания, и ставки на него крайне высоки.