Оптовый рынок нефтепродуктов с опасением воспринял участившиеся атаки беспилотников на российские НПЗ.
Российский оптовый рынок нефтепродуктов ощущает очередной скачок цен на фоне ухода на "внеплановые ремонты" части нефтеперерабатывающих заводов после ударов по ним украинских беспилотников.
Глава Самарской области Дмитрий Азаров 16 марта рассказал об атаках БПЛА на Сызранский и Новокуйбышевский нефтеперерабатывающие заводы.
В конце января из–за пожара ушёл на трёхмесячный ремонт НПЗ "Роснефти", находящийся в Туапсе, в феврале из–за падения беспилотника пострадал волгоградский НПЗ "Лукойла", а 12 марта случился прилёт по нефтеперерабатывающему заводу "Лукойла" в Нижнем Новгороде, из строя оказалась выведена часть мощностей. Днём позже пострадал крупнейший в Центральной России НПЗ "Роснефти" в Рязани.
Как выросли оптовые цены на бензин
Рынок реагирует на новостной фон предсказуемо. К моменту окончания торгов на Санкт–Петербургской международной товарно–сырьевой бирже (СПбМТСБ) 19 марта котировки индекса Регуляр–92 на европейском базисе выросли на 1,77%, достигнув 51,859 тыс. рублей за тонну. По отношению к концу первой недели марта оптовая цена 92–го бензина выросла на 10%, а в сравнении с началом 2024 года она увеличилась на 31,8%.
Ещё сильнее ситуация сказывается на бензине АИ–95, оптовая цена которого 19 марта достигла 64,563 тыс. рублей за тонну, прибавив за день 1,9%. С 7 марта его цена увеличилась на 9,9%, а с начала года АИ–95 подорожал на бирже в 1,5 раза. Положение на рынке пока несравнимо с прошлогодним топливным кризисом, когда в сентябре котировки пробили исторические максимумы, однако достигаемые отметки уже превышают верхние планки, наблюдавшиеся в апреле–мае 2023–го.
Негативный опыт прошлого года, очевидно, не забыли и в Кабмине. С конца февраля правительство ввело превентивный запрет на экспорт из России бензина (но не дизельного топлива) на полгода — с 1 марта по 31 августа. В прошлый раз ограничение на вывоз горючего из страны, также распространившееся на дизель, помогло успокоить рынок и гарантировать его насыщение топливом, что сразу же повлекло падение цен на бирже.
Тогда же в числе других балансирующих мер был повышен норматив реализации бензинов на бирже с 13 до 15% от производства и дизтоплива с 9,5 до 12,5%, а также восстановлен прежний способ расчёта топливного демпфера.
Влияют ли удары дронов на стоимость топлива
Одновременно с этим потребители на розничном рынке на текущий момент практически полностью изолированы от настроений на бирже. По данным Росстата на 11 марта, отпускные цены на автомобильный бензин в России выросли всего на 0,5% относительно конца декабря 2023 года. Цены на дизельное топливо даже снизились на 0,1%.
“
"К счастью для потребителей, у нас сложилась ситуация, что корреляции между оптом и розничной ценой бензина нет. По сути дела, мы говорим о том, что на розничную цену, за которую потребитель приобретает топливо на АЗС, оптовые цены не транслируются стопроцентно. В какой–то мере они сказываются на мелком опте, но с задержкой", — объясняет зампредседателя наблюдательного совета ассоциации "Надёжный партнёр" Дмитрий Гусев.
Главный аспект, на который могут повлиять сегодняшние оптовые цены на топливо, — маржинальность бизнеса автозаправочных станций, подчёркивает заместитель генерального директора Института национальной энергетики, главный редактор "ИнфоТЭК" Александр Фролов. Он напоминает, что биржевые цены являются лишь третьим по значимости фактором, который влияет на розничные цены. На первом месте — налоги, а на втором — договорённости между правительством и крупными нефтяными компаниями о сдерживании потребительских цен в пределах инфляции.
Владельцы независимых АЗС, приобретающих топливо на бирже, вынуждены конкурировать с сетями заправок в структуре вертикально интегрированных нефтяных компаний и удерживать цены на соответствующем уровне, теряя в марже.
По подсчётам "ОМТ–Консалт", в период с 4 по 11 марта на российских АЗС средняя маржинальность при торговле бензином АИ–95 составляла 6,56 рубля на литр — это самый низкий показатель с начала года. По состоянию на середину января маржинальность находилась на уровне 12 руб. / л. При этом для АИ–92 маржинальность упала не так значительно, примерно с 11 до 8,3 руб. / л, а маржинальность дизельного топлива даже возросла с 3 до 5 руб. / л.
Будет ли дефицит бензина
Так или иначе все опрошенные "ДП" аналитики сходятся во мнении, что угрозы физического дефицита топлива в России на сегодняшний день нет, а рост цен на бирже спровоцирован спекулятивными (или паническими) настроениями.
Реальный объём ушедших в простой мощностей и, соответственно, выбывших объёмов топлива с рынка подсчитать сложно. По оценке Bloomberg, удары по трём НПЗ в течение 12–13 марта пришлись по объектам, обеспечивающим 12% нефтепереработки в России. В то же время, отмечает Дмитрий Гусев, Bloomberg приводит верхнюю планку — в реальности заводы не останавливаются полностью. Выпадающие объёмы нефтепереработки в России эксперт оценивает максимум в 2–3%, замечая при этом, что бензина в стране производится примерно на 10% больше, чем потребляется (а экспорт сейчас запрещён), а профицит выпуска дизельного топлива в сравнении с внутренним потреблением и вовсе почти двукратный.
Как ранее сообщал вице–премьер Александр Новак, переработка нефти в РФ в 2023 году составила 275 млн тонн. Бензинов и дизельного топлива НПЗ страны произвели 43,9 млн и 88,1 млн тонн соответственно.
При этом, говорит Александр Фролов, номинальная установленная мощность крупных российских заводов составляет порядка 300 млн тонн в год. "То есть с некоторыми оговорками можно сказать, что у нас остаётся потенциал мощности заводов, это во–первых. Во–вторых, на действующих предприятиях, притом весьма удалённых от европейской части страны, есть возможность увеличивать производство автобензинов при необходимости за счёт сокращения выпуска ряда других нефтепродуктов, в том числе ориентированных на экспорт", — замечает аналитик.
Тем не менее не все эксперты одинаково оптимистичны. Например, заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев в своих комментариях в СМИ прогнозировал, что вследствие мартовских ударов беспилотников РФ может лишиться 8–9% выпуска бензина и в случае невозможности оперативного ремонта установок ситуация на рынке окажется напряжённой.