В начале апреля 2024 года определилась судьба бывших площадей магазинов IKEA. Их займут огромные пункты выдачи маркетплейса Сбера "Мегамаркета". Смогут ли они стать точкой притяжения для жителей Северо-Запада, каким был шведский мебельный, и как рынок продолжает меняться с уходом зарубежных брендов, выяснил "Деловой Петербург".
Напомним, в марте 2022 года шведы объявили о закрытии магазинов в России, а летом запустили онлайн-распродажу. В феврале 2023-го Ingka Group начала искать покупателей для торговых центров "Мега" и площадей, которые занимали магазины сети IKEA. Их могла бы купить "Аскона", но приобрёл Газпромбанк в сентябре 2023 года. Сумма сделки осталась за кадром.
Около полугода потребовалось новому владельцу, чтобы найти арендатора. Генеральный директор "МТЛ. Управление активами" (ГК "БестЪ") Станислав Ступников предположил, что несмотря на хорошее качество помещений, "классический рынок ретейла на сегодняшний день его не может потребить".
"Альтернативным вариантом сдачи помещений могла бы служить более мелкая нарезка площадей, но в самой "Меге" уже есть все товарные группы и сдать их также было бы не просто. Я знаю, что велись переговоры с "Асконой" и ещё несколькими ретейлерами, которые могли бы заменить IKEA, но, видимо, такую большую площадь и ставку не осилить", — говорит Станислав Ступников.
Привлекут ли ПВЗ покупателей в "Мегу"
Теперь на месте интерьерных отсеков и холодильников с фрикадельками появятся классические пункты выдачи "Мегамаркета". Для "Делового Петербурга" компания уточнила, что в них "пользователям будут доступны возможности выдачи посылок, приёма возвратов, а также примерка".
ПВЗ откроются во всех 14 торговых центрах "Мега" в России. В Петербурге — в "Мега Дыбенко" и "Мега Парнас". Судя по "Яндекс Картам", непосредственно вокруг торговых центров ПВЗ Сбера нет, зато ближе к метро действует несколько пунктов. И не будем забывать про бесплатную курьерскую доставку.
На фото: Район "Мега Парнас"
Доцент кафедры менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) в Петербурге, кандидат экономических наук Линда Рыжих напоминает, что "Мегамаркет" сегодня стал одним из самых быстрорастущих мультикатегорийных маркетплейсов. И для дальнейшего развития ему необходимо расширение логистического комплекса, где в полноценном режиме "фулфилмент" будет обрабатывать товары для последующей перевозки их в пункты выдачи заказов.
“
"На мой взгляд, сами по себе пункты выдачи заказов хороши именно своим удобным расположением для клиентов, когда находятся близко к дому, поэтому я считаю, что их наличие на арендованных площадях бывшей IKEA имеет второстепенное значение. Определённая часть площадей, конечно, может быть использована под ПВЗ для тех, кому это удобно территориально, например, едут мимо на машине и заехали за заказом", — предполагает Линда Рыжих.
Когда Газпромбанк только приобрёл ТЦ, "Деловой Петербург" спрашивал у Станислава Ступникова, что там может появиться. Тогда эксперт говорил, что часть помещений может быть переделана под склады. Прогноз оказался близок к истине.
"Мегамаркет", по сути, тот же логистический хаб, распределительный центр, пункт выдачи заказов. "Мегамаркет" сейчас очень активно развивается как маркетплейc, дают хорошие возвратные бонусы, и клиентам это очень нравится, и в том числе за счёт этих маркетинговых стратегий к ним переходят клиенты от конкурентов. Я думаю, у "Мегамаркета" есть все шансы выйти в лидеры и эти площади под них прекрасно подойдут и усилят их", — добавляет эксперт.
Ступников отмечает, что для торгового центра IKEA была более мощным якорем с точки зрения притяжения и трафика. Но Сбер не раз удивлял новыми интересными концепциями и форматами, возможно, в будущем они превратят эти объекты в какую-то интересную торговую офлайн-концепцию, где можно купить всё.
Почему маркетплейсы занимают всё больше офлайн-площадей
С уходом иностранных брендов маркетплейсы и онлайн-магазины стали постепенно выходить в аналоговый мир. Например, Lamoda открыла по всей стране спортивные магазины Lamoda Sport, в котором можно найти продукцию от иностранных производителей спортивной одежды, обуви и аксессуаров. В то же время онлайн-гипермаркет мебели "Нонтон" готовится запустить в Петербурге магазин в формате интерьеров: с десятками вариантами интерьеров и кафе для покупателей.
Интересно, что это идёт вразрез с прогнозами аналитиков, которые напоминают, что покупатели привыкли к удобному формату онлайн-заказа и не готовы возвращаться в торговые центры. Похоже, что выбрать удобный компьютерный стол и подходящий спортивный костюм проще всё же в обычном магазине, чтобы обойтись без возвратов или хотя бы примерить перед выкупом.
"Маркетплейсы будут развивать офлайн-торговлю и при условии грамотно реализованной маркетинговой стратегии им удастся значительно увеличить потребительскую аудиторию. При этом здесь, очевидно, необходимо уделить внимание не только наличию большого числа складов. Важным и обязательным условием для успешной работы будет организация выставочных залов и демонстрационных площадок (шоу-румы и т.п.), ведь потребители в своём большинстве, даже если они ориентированы на онлайн-покупки, прежде чем принять решение, предпочитают сначала увидеть товар и оценить его характеристики", — говорит Линда Рыжих.
Как повлиял уход иностранных компаний на ТЦ Петербурга
Сделка Газпрома и "Мегамаркета" уронит долю вакантных площадей до минимального значения с 2021 года, до 3,9% с текущих 7,1%, подсчитали эксперты NF Group. Одновременно доля российских арендаторов торговой недвижимости в Петербурге увеличится с 70 до 84%.
Впрочем, это пока прогноз на основе договорённостей. Есть и результаты I квартала 2024 года. По данным NF Group, доля свободных площадей на Невском проспекте составила 6%, что выше показателя 2023 года на 1,5 п.п. На Старо-Невском проспекте вакантность достигла 13%. Всё из-за окончательного ухода международных брендов и закрытия нескольких продуктовых магазинов.
На Невском остаются временно закрытыми Brunello Cucinelli, Comme des Garcons и Chanel. Эти компании ещё не приняли окончательного решения об уходе из России. По данным IBC Real Estate, большинство люксовых брендов (73%) продолжают работать в России. Но есть нюанс: новые коллекции привозят 34% компаний, у ещё 39% российским покупателям приходится довольствоваться остатками. В Петербурге закрылись Dior и Rolex, уже в апреле на их месте откроются "Дом фарфора" и магазин сети нижнего белья Le Journal Intime. Чаще всего на Невском запускались магазины одежды, обуви и аксессуаров, кафе и рестораны и табачные магазины.
“
"Доля вакантных торговых точек, которую мы видим по итогам марта, — это временное явление. По нашим прогнозам, к лету большая часть площадок будет занята новыми арендаторами. Уже сейчас на Старо-Невском проспекте отмечается множество открытий, охватывающих не только привычный фэшн-сегмент, но и новые категории, например, "товары для дома", что свидетельствует о новом векторе развития улицы в сторону мультиформатного премиального ассортимента", — говорит руководитель отдела торговой недвижимости консалтинговой компании NF Group в Петербурге Анна Лапченко.
По данным Nikoliers, за первые три месяца этого года средний уровень вакантности по Петербургу почти не изменился с конца 2023-го, 6,2% и 6,3% соответственно. При этом представители консалтинговой компании отмечают, что показатель доли свободных помещений в торговых центрах (8%) был выше среднего по городу как раз из-за пустующей бывшей IKEA, и теперь явно изменится.
За квартал уже традиционно чаще всего открывались магазины одежды и обуви. В основном бутики запускали российские бренды, например, IDOL, SuperStep, VERY NEAT, Concept Club и другие.
Магазин Idol
"Среди предстоящих открытий магазинов площадью от 1 тыс. м2 — Desport в ТРК "Лето", "Стокманн" в ТРЦ "Охта Молл", Lime в ТРЦ "Жемчужная Плаза" и Familia в Мега Дыбенко", — подсчитал Nikoliers.
Иностранные бренды в торговых центрах Петербурга открыли всего восемь магазинов, причём это не только "дружественные" турецкие Climber и Loft, но и итальянские Arena и Tezenis, магазины обуви Tamaris из Германии и Reiker из Швейцарии, а также американский магазин спортивной одежды The North Face.
Линда Рыжих предполагает, что в целом у отечественных брендов получилось заместить ушедшие иностранные компании. В 2024 году практически не осталось ни одной пустующей ниши, которую не заняли бы отечественные компании или фирмы из дружественных стран. Бренды показывают хорошие темпы роста торгового оборота. К тому же в определённых рыночных сегментах покупатели стали более лояльны к отечественным производителям, и спрос не исчез, а даже возрос.
"Однако, конечно, не везде ситуация одинаковая: у разных марок и в разных локациях результаты работы отличаются, что логично, поскольку прошло ещё мало времени. Таким образом, на данный момент сложно дать однозначную оценку успешности происходящему процессу. Тем не менее, уже в ближайшей перспективе можно будет увидеть, удалось ли новым компаниям сформировать собственный бренд и насколько он способен обеспечить меняющиеся запросы и потребности своей целевой аудитории", — резюмирует кандидат экономических наук.