Петербургский производитель судового оборудования "НПФ Маринэк" запустил производство SMD–плат в Муроме. Компания планирует заработать до 350 млн рублей в 2024 году.
Первую продукцию новая площадка "Маринэка" выпустила в конце февраля. Это оборудование связи, навигации и электроснабжения для речных и морских судов. Запущенная в Муроме автоматическая линия позволяет производить до 300–400 SMD–плат в день, инвестиции в проект составили, по словам представителей компании, более 40 млн рублей, не считая схемотехники, программирования и компетенций. Участники рынка полагают, что проект не выдержит рыночной конкуренции.
Всё сами, но полупроводники из Китая
Как рассказали в компании, для создания нового производства петербургское ООО "НПФ Маринэк" в прошлом году приобрело в Муроме Владимирской области земельный участок с двухэтажным зданием площадью 670 м2. На первом этаже располагается новая автоматическая линия по производству SMD–плат (печатных плат с припаянными к ним микроэлектронными компонентами — Surface Mount Device), микроэлектронные компоненты для которой приобретаются в основном в Китае. Работники "Маринэка" разрабатывают архитектуру конечного продукта (схемотехника) и создают программное обеспечение, а новая автоматическая линия на основании этих данных формирует SMD–платы и осуществляет их выходной контроль.
По словам генерального директора "НПФ Маринэк" Сергея Милешина, линия способна выдавать до 300–400 готовых плат в день, тогда как ранее эту работу производили вручную электромонтажники. Они выпускали пять SMD–плат в день, остальные компании группы "Маринэк" закупали для своих заказчиков на стороне. Также в приобретённом в Муроме здании располагается монтажный цех для объёмной сборки (установка на платы больших навесных элементов), конструкторское бюро, склад и упаковочный участок. Основная конечная продукция, куда устанавливаются платы, — судовые сигнальные системы, системы громкоговорящей связи и трансляции, преобразователи напряжения. Компании группы "Маринэк" выпускают продукцию под брендом "Миран".
"Мы нацелены на импортозамещение судового оборудования, которое до введения международных санкций приобреталось за границей. Понятно, что пока не в наших силах производить микроэлектронику, но локализовать производство конечных продуктов с импортными микроэлектронными компонентами точно можем. Это тем более реально сейчас, когда после ухода иностранных производителей конкуренция на рынке снизилась. В прошлом году, например, мы полностью заместили производство сигнально–звуковых устройств немецкой компании ZÖLLNER, которая раньше занимала около 80% российского рынка судового оборудования такого профиля", — говорит Сергей Милешин.
По его словам, кадастровая стоимость приобретённого в Муроме здания составляет около 20 млн рублей, стоимостные инвестиции в проект составили примерно 40 млн, а к концу 2024 года "НПФ Маринэк" должен выйти на оборот 300–350 млн рублей. Текущий портфель заказов составляет около 1500 преобразователей напряжения, около 20 систем громкоговорящей связи и полтора десятка сигнальных систем общей стоимостью примерно 25 млн рублей на ближайшие 2 месяца.
Вектор — вторичный рынок
Основные заказчики "НПФ Маринэк" — компании, входящие в одноимённую группу, они в свою очередь продают продукцию внешним клиентам. Группа ориентируется в основном на вторичный рынок — это компании, которым требуются ремонт или обновление оборудования на собственном флоте. Основные заказчики группы "Маринэк" — Ленское объединённое речное пароходство, Енисейское речное пароходство и судоходная компания "Волжское пароходство".
"ДП" писал, как в марте материнское для всех компаний группы "Маринэк" ООО "Эра–Холдинг" учредило ООО "Маринэк–К" в Красноярске.
Аналогичную продукцию производят петербургское ООО "Юниконт СПб" основателей крупнейшей в России верфи электросудов "Эмпериум" Андриана Правдина и Андрея Смирнова и ООО "Комтех" тоже из Владимирской области. Но "Юниконт СПб" в полной мере конкурентом "Маринэка" не является — эта компания в большей степени ориентируется на поставку оборудования для верфей, строящих суда по госконтрактам. У "Маринэка" основные заказчики не судостроительные компании, а судовладельцы.
Объёмы производства не впечатляют
Генеральный директор ООО "ТПО “Кронштадт”" (среди продукции компании есть судовое электрооборудование) Андрей Зарафьянц находит проект "Маринэка" актуальным, как и любое импортозамещение в судостроении.
"Такой проект важен не только для строительства новых судов, но и для поддержания работоспособности действующего флота. Подобное новое производство в России можно только приветствовать, тем более в провинциальном регионе, — это же не только новые продукты, но и рабочие места, налоги, развитие компетенций и перспектив промышленного сектора. В определённом смысле “Маринэк” — наш конкурент, но за 25 лет работы на рынке мы точно поняли, что конкуренция — это хорошо. Она стимулирует рост качества, экспертизы и поиск эффективных решений", — говорит гендиректор ТПО "Кронштадт".
Владелец ООО "Ленинградский завод точного машиностроения" (ЛЗТМ) Валерий Азарко полагает, что установленное "Маринэком" в Муроме оборудование достаточно невысокой производительности, в связи с чем успех проекта во многом будет зависеть от скорости производства и, соответственно, от себестоимости SMD–плат.
"Мы сейчас изучаем бизнес–план по возможному инвестированию в производственную линию автоматической роботизированной сборки плат производительностью до 7 тыс. штук в день. При таких количествах можно будет говорить о возможной конкуренции с ценами мировых производителей. Думаю, в меньших объёмах цена одной платы окажется слишком высокой и только навязанные аккредитации и сертификации Российского классификационного общества смогут заставить судовладельцев покупать их", — говорит владелец ЛЗТМ.