В Петербурге, Ленинградской и Калужской областях могут создать единый кластер, который объединит автомобилестроительные мощности этих регионов.
В начале апреля президент РФ Владимир Путин поручил представить к августу предложения о создании кластера. В начале года на совещании по развитию петербургской агломерации о необходимости объединения заводов говорил глава Минэкономразвития Максим Решетников. Министр тогда подчеркнул, что "нужно решать вопрос с простаивающими площадками бывших автомобильных производств в Петербурге".
"Это достаточно гибкие производственные площадки, которые можно адаптировать к производству широкой линейки автомобилей. Если, к примеру, Минэкономразвития или другое министерство может оказать поддержку собственникам этих предприятий в привлечении инвесторов или новых партнеров, для российского автомобильного рынка и всей отрасли это, безусловно, будет благом. Прежде всего, в полной мере восстановятся рабочие места", — отмечает в разговоре с "Известиями" независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
По его словам, это позволит загрузить локальные компонентные производства, создать цепочку добавленной стоимости и дополнительные налоговые поступления. Однако пока непонятно, какую суть власти вкладывают в понятие "кластер" и в каком формате инициатива будет реализована, добавляет эксперт.
Главный редактор журнала "За рулём" Максим Кадаков видит малоэффективным создание кластера без инвестиций. По его мнению, промышленникам потребуются преференции со стороны государства. Кроме того, производство компонентов должно быть тесно привязано к выпуску машин, подчёркивает эксперт.
Ранее AGR Automotive Group заявляла о поиске партнёров по будущему автокластеру, который планируется создать на бывшем заводе Hyundai в Шушарах. Компания выкупила это предприятие, а также бывший завод Volkswagen в Калужской области.
Как отмечали источники в отрасли, целью создания кластера являются получение субсидий и преференций на таможне, которые не могут обеспечить формат специального инвестиционного контракта или налоговые условия особой экономической зоны.
В правительстве Ленобласти выразили готовность оказать поддержку проекту, но при условии выхода производства на крупную серийность. В то же время, 47-й регион с упадком автопрома стал менять промышленную специализацию в сторону химических производств. Выпуск комплектующих и принадлежностей для автомобилей снизился почти втрое, при этом химпром удвоил обороты.