Недавно в Петербурге завершилась реставрация знакового памятника эпохи авангарда — канатного цеха с водонапорной башней завода "Красный гвоздильщик". На восстановление памятника инвестор потратил 3 млрд рублей. "ДП" узнал, как проходили работы, длившиеся почти 3 года, и есть ли шансы на спасение у других построек в этом стиле.
Реставрацию исторических зданий силами инвесторов в Северной столице нельзя назвать распространённым явлением. Чаще бывает, что бизнес пытается продать непрофильные активы, доставшиеся вместе с земельными участками в привлекательных районах. В результате памятники не находят покупателя и приходят в упадок. Если даже и появляется предприниматель, готовый вложиться в такой объект, то он скорее выберет особняк в стиле классицизма или крепкое краснокирпичное здание XIX века, чтобы разместить там модный лофт. К архитектуре конструктивизма же в Петербурге долго относились без особого пиетета даже любители старины. В России, в отличие от Европы, где наш авангард в моде, стиль много лет оставался непонятым и недооценённым.
Это было слишком смело
"Архитектура конструктивизма была радикальным экспериментом, она требовала готовности к новому, открытости, отрицала авторитеты и стандартные приёмы; она провозглашала совершенно новый подход к эстетическим качествам: красиво — рациональное, экономное, функциональное, — рассказывает кандидат архитектуры, независимый куратор Александра Селиванова. — Поэтому авангард всегда был "неудобен" государству: он был некомфортен для жаждавшей роскоши власти в 1930-е, в 1970-е он напоминал о неудавшихся устремлениях революции, в 1990-е демонстрировал чуждый аскетизм и рациональность".
В результате многие выдающиеся памятники того периода продолжают разрушаться, а некоторые ценные здания уже безвозвратно утрачены. Долгие годы под угрозой находилось и здание Канатного цеха с водонапорной башней завода "Красный гвоздильщик" на Васильевском острове.
здание Канатного цеха с водонапорной башней завода "Красный гвоздильщик" на Васильевском острове после реставрации
Идеал Захи Хадид
Масштабная постройка с высокой башней появилась на углу 25-й линии В.О. и Масляного канала в 1930 году, когда на территории бывшего железопрокатного и проволочного завода, переименованного Советами в "Красный гвоздильщик", развернулось активное строительство новых производственных зданий. Канатный цех поручили проектировать выпускнику Санкт-Петербургской академии художеств и ВХУТЕИНа Якову Чернихову.
К тому моменту он организовал в Ленинграде "Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования", где со своими учениками и коллегами занимался проектной и экспериментальной работой. Помимо архитектуры Яков Чернихов уделял большое внимание графике. Его работы, исполненные экспрессии и пафоса технического века, впоследствии повлияли на развитие архитектуры — многие современные авторы называли его своим вдохновителем. Достаточно будет сказать, что всемирно известный архитектор Заха Хадид, посетив Петербург, первым делом поехала смотреть на творение Чернихова.
На фото: здание Канатного цеха с водонапорной башней завода "Красный гвоздильщик" на Васильевском острове после реставрации
Здание на Васильевском острове включило в себя все характерные черты советского авангарда. Башня очертаниями напоминает гвоздь, символически олицетворяя название завода. Круглый объём, где находился бак для воды, держат стойки сквозной вертикальной конструкции. Композиция построена на контрасте вертикали башни и протяжённого здания цеха, контраст форм, несмотря на их лаконичность, создаёт пластическую экспрессию.
Три года и три миллиарда
Осенью 2021 года холдинг Setl Group, осуществляющий застройку бывших промышленных территорий в этой части Васильевского острова, взялся за реставрацию разрушавшегося Канатного цеха с башней. К моменту начала работ здание, простоявшее десятилетия в запустении, находилось в сильно аварийном состоянии.
На фото: здание Канатного цеха с водонапорной башней завода "Красный гвоздильщик" до реставрации
Как пояснил Игорь Пасечник, руководитель ООО "НИиПИ Спецреставрация", разработавшего проект реставрации, все постройки того периода возводились из материалов не лучшего качества. Шлакобетон, из которого сложены стены, железобетонные конструкции, формирующие основной каркас здания, находились в плачевном состоянии, хорошо сохранился только фундамент. Плюс ко всему памятник претерпел значительные переделки и перестройки после Великой Отечественной войны.
"В стенах пришлось делать очень серьёзную вычинку — замену разрушенных частей на новые из материала, соответствующего оригинальному, для того чтобы они соответствовали современным нормам и были безопасны в дальнейшей эксплуатации, — рассказывает Игорь Пасечник. — Больше всего реставрационных работ было проведено в башне. Арматуру, которая уже пришла в негодность, нужно было оголять, укреплять современным металлом, потом заново замоноличивать. Даже конструктив железобетона пришлось тщательно реставрировать".
ООО "НИиПИ Спецреставрация" работало в соавторстве с собственным архитектурным бюро Setl Group. Задачей было приспособить помещение цеха для общественного использования. Внутреннее пространство разделили на три уровня, создав при этом под световым фонарём атриум, позволяющий показать посетителю объём здания. По мнению Игоря Пасечника, это открытое, заполненное воздухом и светом пространство сохраняет изначальную идею Якова Чернихова. Как сообщили представители девелопера, на реставрацию было потрачено 3 млрд рублей. Сейчас в здании завершается чистовая отделка, к его открытию там заработает временная экспозиция, посвящённая истории Канатного цеха.
Пример для других
"При реставрации зданий эпохи конструктивизма, с одной стороны, присутствует определённая простота проектирования новой функции, там есть большие пространства, которые сами по себе не являются чем–то особо ценным, их можно разделить на функциональные зоны, — объясняет Игорь Пасечник. — С другой стороны, основная сложность заключается в том, что большинство этих зданий построены из не очень качественного материала, что добавляет сложности в их сохранении. Но, на мой взгляд, самая главная ценность заключается в градоформирующей роли этих построек, поэтому их нужно реставрировать, использовать под современные функции".
По словам академика архитектуры профессора кафедры искусствоведения СПГХПА им. А.Л. Штиглица Маргариты Штиглиц, которая готовила историко-культурную экспертизу по Канатному цеху, сейчас общество приходит к пониманию ценности архитектуры авангарда. Эксперт уверена, что эти яркие, знаковые, интересные здания хорошо приспосабливаются для новых целей. Опыт "Красного гвоздильщика" показывает девелоперам, что многие исторические постройки можно реставрировать и использовать для новых нужд, есть большой диапазон функций, но, конечно, в каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход.