Успеть за 15 минут: что должен включать формат жилья "город в городе"

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Масштабные проекты жилых комплексов всё больше стремятся к оптимальной независимости: инфраструктурное наполнение призвано обеспечить будущих резидентов всем необходимым для быта, отдыха, развлечений и даже удалённой работы в границах объекта. "ДП" разбирался, насколько востребована и оправданна набирающая популярность концепция "город в городе".

Директор отдела продаж земли и девелоперских проектов Nikoliers Антон Орлов подтверждает, что её сегодня стремятся реализовать многие девелоперы при застройке масштабных территорий на периферии Петербурга или в Ленобласти. "Эта концепция включает в себя появление в составе ЖК не только дошкольных и образовательных учреждений, но и спортивных/культурных/торговых центров, а также офисов для размещения среднего и малого бизнеса или коворкингов. В Москве, помимо этого, активно реализуется городская программа стимулирования создания мест приложения труда, которую следовало бы перенять и Санкт-Петербургу для гармоничного развития периферийных территорий", — считает эксперт.
В числе преимуществ проектов комплексного освоения территории (КОТ), которые привлекают покупателя, он называет более низкую стоимость жилья, чем в точечной застройке, что связано с более низкими издержками девелоперов за счёт масштабов строительства и более дешёвой земли, а также новую инфраструктуру и автономность проживания.
Партнёр NF Group Ольга Широкова замечает, что отношение и критерии выбора покупателя к таким предложениям постепенно меняются. "КОТ-проекты привлекают семьи с детьми, молодые пары и представителей среднего класса, для которых важен баланс между работой и личной жизнью, а также возможность пользоваться всеми услугами в пределах своего района. Интерес к таким объектам растёт у людей, которые ищут спокойное место для жизни, но при этом хотят быть вблизи городской инфраструктуры. Также КОТ-проекты привлекают инвесторов благодаря стабильному спросу и потенциалу для роста цен на недвижимость в таких районах", — поясняет собеседница "ДП".
Тщательно исследуют современные веяния, влияющие на решение о покупке, и компании, которые занимаются продвижением брендов в сегменте недвижимости. "Если говорить о конкретных запросах жителей, то стоит выделить влияние распространения удалённого формата работы. Таким людям особенно важно жильё, где всё рядом", — обозначает один из ярких трендов генеральный директор digital-агентства Bquadro Василий Вишняков.
Эксперт также перечислил те особенности ЖК, на которые особое внимание обращает эта целевая группа. Во-первых, инфраструктура прямо в доме или во дворе — магазины, булочные, кофейни, ресторанчики, школы, садики. Во-вторых, зелёные насаждения и МАФы — как места, где можно отвлечься от долгого сидения за компьютером и при этом не нужно ехать далеко, например в ближайший парк. В-третьих, современные спортивные площадки, чтобы тут же можно было "подтянуть" своё здоровье и "перезагрузиться". В-четвёртых, безопасные детские площадки с трендовым оборудованием, а также закрытые дворы, чтобы можно было спокойно отпускать детей гулять. И ещё одна важная деталь — колясочные и места для хранения велосипедов.
И всё это уже является стандартным набором для крупномасштабных проектов, когда девелопер специализируется на подобной концепции, видит по реализованным проектам, что действительно востребовано жильцами и что позволяет создать настоящий "город в городе", предлагающий 15-минутную доступность к любому из необходимых в моменте объектов инфраструктуры. Одним из эталонных примеров обещает стать "Квартал Лаголово" от Группы "Самолет", за что компания награждена премией "Проект года" по версии "ДП". Рассмотрим, что позволило редакции высоко оценить этот девелоперский продукт.
"Квартал Лаголово"

Современная классика

По словам представителей девелопера, данная концепция предполагает не просто грамотный подход к распределению функциональных зон, а единую систему, где все элементы связаны и "поддерживают" общую идею — повысить качество жизни человека.
Для современного проекта это означает, к примеру, что на придомовой территории есть пространства для всех возрастов, рассчитанные на совершенно разные интересы жильцов: будь то активный или созерцательный отдых. Если спортивные площадки — то с оборудованием под разные виды занятий. Если речь про игровые зоны для детей — то должно быть разделение пространств для самых маленьких и для подростков. Люди постарше оценят обустроенные места отдыха с навесами, где могут просто комфортно посидеть или поработать.
Уже одним из самых распространённых "приёмов" является формат "двор без машин". Его применили и в "Квартале Лаголово", что позволило также создать продуманную сеть веломаршрутов. Что касается общей концепции — здесь также считывается один из популярных трендов: оформление площадок в экостиле, а всей территории — в скандинавском, от архитектуры до ландшафтных композиций. Последний момент также отражает региональную специфику проекта благоустройства. "Сложные натуральные оттенки, мощение прогулочных дорожек натуральным камнем, обилие хвойных деревьев поддерживают колорит северного европейского города среди лесов", — рассказали в Группе "Самолет".
В составе самого квартала запланировано несколько образовательных учреждений: два детских сада на 200 и 210 воспитанников, а также школа на 825 учащихся. Кроме того, в квартале будет работать кабинет врача. Коммерческие помещения, расположенные на первых этажах жилых домов, определены под магазины формата "у дома" и объекты сферы услуг.
Кроме того, Группа "Самолет" совместно с девелопером, работающим в той же локации, реализует план развития микрорайона, который предполагает создание на территории двух больших жилых кварталов порядка 10 тыс. рабочих мест. Предполагается, что поселятся здесь около 29 тыс. человек. Что, кстати, прекрасно вписывается в концепцию комфортного развития территории, по мнению урбанистов.
"По нашим подсчётам, хотя бы 30% трудоспособного населения района или мини-города, который располагается за пределами мегаполиса, должно работать на территории, непосредственно приближенной к этому месту. Иначе она превращается в ещё один вынесенный спальный район, который очень сильно увеличивает нагрузку на дорожно-транспортную сеть утром и вечером, когда все едут на работу и с работы. Плюс из-за особенностей налоговой системы муниципалитет недополучает средства от того, что на его территории живёт 10-20-30 тыс. новых жителей, которые пользуются его благами, создают нагрузку на все виды инфраструктур, но деньги уходят в мегаполис", — поясняет управляющий партнёр Института территориального планирования "Урбаника" Фёдор Коньков.
В данном случае в выигрыше и будущие жильцы комплекса, и Ломоносовский район Ленинградской области. Впрочем, к приезду первых деревня Лаголово также приобретёт в комфорте.

Свои преимущества

Так, в Лаголово, судя по отчётам администрации района, многое делается для появления новых общественных пространств, а также усиления социальной инфраструктурной составляющей: строительство амбулатории, новых образовательных учреждений.
Что касается крупных торговых центров, в самой деревне их нет, однако ближайший гипермаркет "Лента" расположен в 10 минутах пешей прогулки от "Квартала Лаголово". А поездка до "Fashion House Аутлет Таллинское" или "О’Кея" займёт порядка 20 минут.
Приблизительно такой же временной диапазон обозначают карты при поиске развлекательной инфраструктуры. Ближе всего расположен центр активного отдыха "Туутари парк", до него 15 минут. Парк "Красное Село" — в 20 минутах пешком, а до Гатчинского дворца и памятника природы Дудергорфские высоты — порядка получаса на автомобиле. В самой деревне Лаголово, а также в Гатчине можно найти конные клубы, рассчитанные на людей с разным уровнем подготовки.
Таким образом, комплексный подход к формированию "города в городе" стремится к максимуму самобытности, но учитывает потребности жильцов в более широких возможностях для сохранения life-work balance.