Больше, чем спорт: фитнес-сообщества увеличивают аудиторию единомышленников

Автор фото: Дарья Кашина

Гантели, коврики, вылазки в горы и свадьбы — это всё про ежедневную рутину фитнес-клуба в большом городе. Требования клиентов к спортивным залам изменились, а вслед за ними подстраивается индустрия.

Если в "нулевых" в тренде был спорт высоких достижений, то после коронавирусных потрясений посетители клубов сосредоточились на заботе о себе, гибких видах спорта, которые легко вписываются в загруженный распорядок дня и, конечно, дарят общение с близкими по духу людьми.

Залов много, а семья одна

Последние несколько лет рынок фитнес-услуг достаточно медленно выходил из состояния стагнации, в которое его загнали коронавирусные ограничения. Так, по данным аналитиков Национального фитнес-сообщества (НФС), ещё в 2019 году в занятия фитнесом было вовлечено 7 млн человек, а на фоне пандемии количество резко сократилось до 4 млн.
Чтобы преодолеть кризис, владельцы бизнеса старались всеми силами сохранить лояльность клиента: делали форматы абонементов более гибкими, внедряли мобильные приложения и даже открывали сопутствующие направления косметических услуг на базе клубов. Это помогло отрасли остаться на плаву, и уже к началу 2023 года в фитнес-клубах занималось порядка 6,3 млн человек, а к началу 2024-го — 6,8 млн.
Во многом драйвером восстановления отрасли стали выездные тренировки на свежем воздухе, групповые занятия и даже туристические походы, организованные силами сообществ клубов. После пандемии стало очевидно, что общение в формате офлайн — новая роскошь. Именно поэтому на контрасте с вынужденным затворничеством возросла ценность очных встреч и активностей. Сейчас в фитнес-сообществе возлагают большие надежды на текущий год и прогнозируют установление исторического рекорда для отрасли.
Автор: Freepik.com

Рынок впечатлений

Несмотря на оптимистичные прогнозы для бизнеса, в сфере фитнеса остро стоит вопрос собственного позиционирования. Сейчас для зала недостаточно четырёх стен с беговой дорожкой, силовыми тренажёрами и парой-тройкой квалифицированных тренеров. Чтобы оставаться конкурентоспособным и масштабироваться хотя бы в пределах родного города, нужно дать клиенту что-то такое, чего он не сможет получить в рядовом районном зале. А лучше — новый опыт. В этом контексте особой популярностью пользуются форматы выездных лагерей или так называемых кэмпов, которые работают как на укрепление лояльности клиентов, так и на сплочение бизнес-команды.
Ранее президент НФС Елена Силина в беседе с "ДП" обращала внимание на растущую популярность фитнес-туров и объясняла это тем, что клиентам важно не просто выполнить план по подходам, но и погрузиться в мир экстрима, провести время в лесу или на берегу моря, вдалеке от шума города и цивилизации. Проще говоря — побыть в компании единомышленников и получить уникальные впечатления.
По мере возможности, владельцы бизнеса могут использовать инструмент коммуникации с аудиторией через сообщество, чтобы повысить интерес к залу вне зависимости от сезона. И здесь бизнес ограничен лишь просторами собственной фантазии: собрать ли участников сообщества на забег, субботник, моржевание или йогу на берегу залива. Всё это — возможность охватить интересы максимально широкой аудитории с акцентом на те или иные виды спортивной активности, в зависимости от специфики зала.
Так, например, в зале BackStage CrossFit решили проблему низкого летнего сезона — ежегодно комьюнити проводит мёрф (легендарный кроссфит-марафон) в Приморском парке Победы на Крестовском острове. Также команда клуба регулярно организует тренировки на свежем воздухе в таких общественных пространствах, как Севкабель Порт и Двор Гостинки, и даже выездной кэмп в Казани. Более того, известнейшее сообщество кроссфитеров может устроить тренировку в окружении люксовых автомобилей, как это было в 2019 году, когда комьюнити провело соревнования "CALL 911" вместе с Порше Центром.

Спорт без границ

Игроки рынка замечают в разговоре с "ДП", что спортивный клуб действительно стал чем-то большим, чем просто местом для тренировок. Это пространство для общения, знакомств, а иногда ещё и свадеб — об этом и других трендах на рынке фитнес-услуг рассказала управляющая залом BackStage CrossFit Карина Мята: "Сейчас актуальны забота о себе, мягкий фитнес, женские направления. Поэтому мы создали проект, где можно перемещаться по разным зонам, например, поесть в кафе, поработать на балконе, подстричься в барбершопе или сделать массаж. Клиенты любят проводить у нас время, общаться и отключаться от всего, что происходит за стенами клуба. Планируем расширять кардиозону уже в новом проекте, который появится на свет этой осенью".
По данным НФС, наибольшую долю посетителей фитнес-клубов на данный момент составляют клиенты в возрасте 30–39 лет (32,2%). Эти цифры подтверждают и в BackStage Crossfit, где люди этого возраста чаще всего посещают активности вне зала: "Из-за мультиформатности проекта у нас могут заниматься люди любого возраста. Чаще всего к нам ходят посетители 30–39 лет (39%), 20–29 лет (21%) и 40–45 лет (15%)", — добавила Карина Мята.
Эксперты отмечают, что помимо новых форматов тренировок, в привлечении и удержании клиентов особенно важным стал персонализированный подход и активности, направленные на снижение уровня стресса. Так, клубы и тренеры всё чаще делают акцент на индивидуальные программы тренировок и питания, учитывая потребности и цели каждого клиента.
Спортклуб BackStage CrossFit
Автор: Дарья Кашина