На протяжении всей истории премиальные дома оказывали значительное влияние на архитектурную моду.
Все архитектурные стили в первую очередь оттачивались на элитном жилье. Петровское барокко, рококо, классицизм, в которых создавались дворцы и усадьбы. С появлением доходных домов и расцветом промышленной революции появились новые материалы и технологии, что позволило архитекторам создавать более сложные и масштабные здания в стилях неоготики, неоклассицизма и ар-нуво.
Начало XX века и застройка вдруг ставшего премиальным Каменноостровского проспекта раскрывают для Петербурга стиль северный модерн. При этом влияние премиальных домов на архитектуру не ограничивалось только модными тенденциями. Они также играли важную роль в развитии технологий строительства, использовании новых материалов и конструкций. Достаточно вспомнить доходный "дом трёх Бенуа" на Каменноостровском проспекте, который стал революционным с точки зрения не только архитектуры, но и сочетания внешнего облика с продуманными конструктивными решениями и современным (на тот момент) инженерным оснащением. В нём работали канализация, водопровод, паровое отопление, электрические лифты, собственная телефонная станция, прачечная, мусоросжигательная печь и снеготаялка. В центре комплекса располагалась котельная.
Здание, возведённое в 1911–1914 годах по заказу Первого Российского страхового общества, было спроектировано тремя членами известной семьи архитекторов — братьями Леоном и Альбертом Бенуа и их кузеном Юлиусом Бенуа. Оно стало апофеозом развития стиля северный модерн в дореволюционном Петербурге. Центральную часть главного фасада украшает шестигранный купол, окружённый декоративными вазами. Первые два этажа были отделаны колоннами, резными панно и наличниками. Въезд в парадный двор оформляла колоннада из красного гангутского гранита, который добывали в Финляндии.
Если с историей всё понятно, то каких стилей придерживаются нынешние архитекторы, проектирующие премиальную недвижимость? И придерживаются ли они их вообще — или во главе угла остаётся экономическая целесообразность и златой телец правит миром?
Как говорит Александр Кравцов, управляющий партнёр ГК Fizika Development, архитектурный облик дома всегда в первой тройке наиважнейших составляющих проекта.
"Первое место занимает внутреннее наполнение, которое создаёт комфорт и уют проживания: планировки, общественные пространства, освещение и дизайн отделки, инфраструктура и концепция благоустройства. Затем следует архитектура, которая задаёт общее настроение", — рассказывает эксперт.
Имя архитектора, внешний вид объекта, его стилистика и общая идея подчёркивают уникальность локации и могут стать катализаторами для продажи. Чем выше класс недвижимости, тем больше удельный вес таких "внешних факторов", как архитектурная и концептуальная целостность проекта. Покупатели, которые дорого платят за "квадрат", хотят жить в домах, которые узнаваемы.
Классический пример — жилой комплекс Art View House на Мойке, 104, спроектированный Евгением Герасимовым в неоклассическом стиле, так же как его другие премиальные дома — "Верона" и "Венеция" на Крестовском острове.
Или более поздний комплекс "Русский дом" на улице Короленко, который Евгений Герасимов сделал в стиле a la russe: он строился как традиционный для конца XIX — начала XX века петербургский доходный дом.
Впрочем, у любой узнаваемости есть свой предел. Так как девелоперы строят премиальное жильё в районах со сложившейся исторической застройкой, любой проект должен гармонично вписываться в окружающую среду. Или не вписываться. Но окончательное решение о том, как будет выглядеть дом, принимает Градостроительный совет при комитете по градостроительству и архитектуре, который пристально рассматривает и утверждает архитектурный облик во всех значимых локациях Северной столицы. Затем этот облик утверждается главным архитектором города, и отойти от него уже нельзя. А здесь — как получится. Так, на набережной Карповки ГК "ПСК" возвела на месте гостиницы "Северная корона" одноимённый жилой комплекс в стиле северный модерн с большим двором–курдонёром. На другой стороне Каменноостровского проспекта строится Meltzer Hall, стиль которого тоже можно отнести к северному модерну, правда в современном прочтении. К первому зданию эстетических претензий не возникало, а вот второе экс–глава Законодательного собрания Петербурга сравнивал с "гробом" и "крематорием" и пытался сорвать реализацию проекта. В итоге уже согласованные фасады Meltzer Hall пришлось пересогласовывать несколько раз. И тем не менее оба здания в одной локации прекрасно сочетаются и добавляют интереса этому месту.
"Петербург остаётся городом с одной из самых жёстких в стране регламентаций строительства в центре. Все новые дома в лучших локациях — Петровский, Крестовский острова и Петроградская сторона — должны вписываться в существующий образ города. Хотя есть несколько проектов, которым удалось расширить архитектурные вариации", — поясняет Антон Беляков, исполнительный директор "МК–Элит".
Современная архитектура Петербурга представлена множеством стилей, от минимализма до хай– и био–тека. Причём эти стили пришли на смену избыточности и демонстративности, которые были характерны ранее. Как считает Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости и девелопмента земли Nikoliers, сейчас большинство участников рынка придерживаются принципа разумной достаточности.
Всё больше встречаются натуральные материалы при строительстве: дерево, камень, гранит.
"Если ранее было преобладание золотых элементов в оформлении, извилистые формы элементов фасада, много выделяющихся элементов, то сейчас по большей части девелоперы используют или стараются использовать природные стили, создающие атмосферу “зелёного”, экологичного пространства, входные группы сдержанны, в них много пространства", — говорит она.
Как полагает Евгений Хохлов, директор по маркетингу девелопера AAG, сейчас нельзя сказать, что в современном жилом строительстве на сегодняшний день существует какой–либо превалирующий стиль.
"В последние годы мы могли наблюдать появление дорогих домов и в неорусском стиле, и с применением элементов классицизма, эклектики, модерна", — считает он.
Настоящей находкой для местных девелоперов, зажатых между популярным в городе охранительным трендом и столь же традиционным питерским снобизмом, стал стиль timeless, к которому всё чаще обращаются в элитном строительстве.
"Timeless — качественная, эстетичная, эргономичная и хорошо выверенная с точки зрения форм и пропорций архитектура, по которой невозможно понять, когда она была возведена. То есть она универсальна и не привязана к какой–то эпохе", — характеризуют стиль справочники.
По сути же это узаконенный компромисс, позволяющий зодчему избежать острых углов во всех смыслах — включая критику за возможный пресный результат.
Впрочем, как говорят эксперты, главный плюс такой архитектуры в том, что она способна уравновесить и визуально объединить локацию, если в ней уже намешано множество стилей. Так это происходит с ЖК SHEPILEVSKIY на Алтайской улице, который возводит Element Development. Или ЖК "1919" того же девелопера рядом с метро "Московские ворота". "Ритмичность линий в исполнении фасадов в сочетании архитектурного бетона и натурального камня", — так описывает стиль Сергей Орешкин (архитектурное бюро "А.Лен"), который создавал последний жилой комплекс.
Самое главное — архитектура должна быть органична, на своём месте. Тогда это чувствует и покупатель. Диссонирующие объекты, особенно если мы говорим о центральных районах, очень быстро получают статус градостроительных ошибок. Мода и тренды не всегда определяют работу архитекторов: фасады домов должны быть не только визуально эстетичными, но и функциональными, органично вписанными в определённую климатическую среду и окружающую застройку, уточняет руководитель проектов премиум– и бизнес–класса Setl Group Андрей Петров.
"Оригинальный внешний облик и эстетика определяются концепцией каждого отдельного проекта. Так, например, архитектура нашего Imperial Club отсылает к классическим петербургским домам XVIII века, что делает его гармоничной частью окружающего ландшафта Васильевского острова. А проект Victory plaza на Московском проспекте мы сделали воплощением французского шика парижских домов XIX века, который отлично сочетается с архитектурой сталинского ампира этого района", — рассказывает Андрей Петров.
Самые популярные сейчас материалы фасадных решений высокобюджетных домов — это терракотовые панели, клинкерный кирпич и архитектурный бетон. Терракотовые панели — натуральная керамика различных оттенков, которая не выцветает со временем. "Архитектурный бетон — прекрасная альтернатива натуральному камню, которая позволяет выполнять любые формы на фасаде, например имитацию резного камня или фигурные элементы. Использование этих материалов позволяет придать фасадам объектов уникальный облик, который будет отличать дома и притягивать внимание", — говорят эксперты.
Также к нестареющей классике внутреннего наполнения, которая всегда усложняет фасад и его пластику вне зависимости от стиля, можно отнести высокие потолки, панорамные окна, угловое остекление, открытые террасы — последнее, к слову, всегда востребовано среди покупателей премиум–проектов, даже несмотря на петербургский климат.