Минорная гамма: доходы петербургских музыкантов снизились

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Уход западных стримингов ударил по карману независимых музыкантов. Теперь им приходится искать новые пути для продвижения своего творчества.

В Петербурге есть много небольших музыкальных коллективов, которые не могут похвастаться широкой аудиторией, однако вполне популярны в узких кругах поклонников. Возможностей для продвижения у таких артистов сегодня больше, чем 20–30 лет назад, — есть лейблы и возможность самостоятельно публиковать свою музыку на стриминговых сервисах. Однако, чтобы заработать хотя бы 10 тыс. рублей, нужно, чтобы твою композицию послушали сотни тысяч человек.

Вместе веселее

Зачастую у небольших музыкальных коллективов есть стабильная аудитория, знакомая с их творчеством и готовая посещать концерты. Однако собрать большой зал и заработать на выступлении не так–то просто. Гонорары будут в пределах нескольких десятков тысяч рублей. Но всё–таки организовать небольшой концерт и выйти в плюс вполне реально.
"Понятно, что это другие цифры, нежели у более известных коллег. Это не всегда будет являться чистым заработком — многое уйдёт на рекламу, подготовку, техническое обеспечение. Придётся также приложить немало стараний с точки зрения грамотного менеджмента, финансовых расчётов, администрирования. Не все выдерживают такой труд. Большой зал собрать сразу не получится. Но можно планировать мероприятие на 50, 70, 100 человек", — объясняет вокалистка и лидер группы "Анна Каренина" Алина Орестова.
Музыкант Эльвира Алиева подтверждает, что небольшие коллективы могут устраивать прибыльные мероприятия на небольшую аудиторию до 500 человек. Однако делать это часто не получится. Также у нишевых групп редко есть возможность поехать в тур, который приносит хороший заработок. Один из способов собрать в одном месте относительно большую аудиторию — объединиться с коллегами или выступить на фестивале перед новой публикой.
"Пару лет назад мы скооперировались с нашими друзьями–музыкантами и сделали свой музыкальный фестиваль “Дружба” из локальных групп, на который пришло около 100 человек. Мероприятие прошло отлично, мы отбили затраты и немного заработали. Осенью я играла концерт в баре Union с группой “Тики”. Мы продали больше 100 билетов. Заработали немного, однако был полный зал и концерт прошёл отлично", — рассказывает Эльвира Алиева.
Однако музыкальные фестивали редко приносят небольшим коллективам прибыль. Даже наоборот — иногда приходится платить за выступление.
"Для начинающих артистов фестивалей не так много. Если они проходят на конкурсной основе, то участие бесплатное, а иной раз, с целью продвижения своего имени и дополнительного размещения материалов, приходится ещё и доплатить. Зачастую для музыкантов выступить на фестивале перед большим залом — уже награда", — считает поп–исполнитель Александр Балукин.

Хобби или дело жизни

Как правило, участники небольших коллективов совмещают занятия музыкой с работой. Это непросто — на каждую из сфер жизни тратятся силы и время.
"Многие коллеги пытаются полностью перебраться в музыкальную сферу и найти в ней что–то так же увлекающее, как концертная деятельность, но более стабильное по заработку. Например, преподают музыку, занимаются звукорежиссурой. Нередко ребята играют в кавер–группах, зарабатывают этим, а свой творческий проект ведут параллельно с работой, надеясь, что рано или поздно он выстрелит, или не думая о заработке, а просто занимаясь творчеством", — объясняет Алина Орестова.
Но бывают и другие примеры. Все участники группы "ГАФТ" зарабатывают только музыкой. Как считает лидер группы Николай Яковлев, без основной работы появляется множество способов и идей, как креативно получать доход.
"Я читаю лекции, как себя продвигать, на музыкальных конференциях (Colisium, Алколекция Макса Задворнова, Ural Music School, Arkhangelsk Music Weeks, академия RMA в Москве) и даю платные консультации для таких же артистов, как и я. Наш гитарист делает музыкальный продакшен для разных артистов. Барабанщик играет джаз", — рассказывает музыкант.
Кроме того, коллектив зарабатывает на индивидуальном мерче. Николай Яковлев запустил в продажу кастомные куртки, футболки с надписями, разноцветные шапки. За последний квартал поклонники купили больше продукции, чем за 3 года до этого, — около 100 единиц.
Музыканты также могут создавать для слушателей эксклюзивный контент и продавать его на платформах Boosty и VK Donut. А при запуске крупных релизов реализовывать краудфандинг–кампании. Ещё один вариант заработка — гранты. Группа "ГАФТ" однажды получила полмиллиона рублей на клип против домашнего насилия.

Копейки за стрим

Большинство музыкантов занимаются продвижением в онлайне, размещая свою музыку на стриминговых сервисах. В среднем за один стрим трека в России сервисы платят примерно 3–3,5 копейки.
"Несложно посчитать, что 1 млн прослушиваний приносит артисту всего 30–35 тыс. рублей. Зайдите в стриминг и посмотрите, сколько прослушиваний у ваших любимых артистов. Можно сказать одно: чем больше вас слушают, тем ещё больше будут слушать. Причём желательно размещаться не только в российских стримингах, но и искать выходы на другие рынки. Это особенно актуально, если вы пишете электронную музыку. Например, в США подписки стоят дороже, стоимость отдельного стрима тоже выше", — рассказал "ДП" директор Moscow Music School Дмитрий Панов.
По его словам, размещаться на стриминговых сервисах просто. Главная сложность в том, чтобы не затеряться в гигантском потоке контента, который публикуется каждый день, — от 100 тыс. до 400 тыс. треков.
В современном мире артист вынужден быть не только музыкантом, но также мало–мальски разбираться в вопросах авторского права и вести переговоры на эту тему. Либо иметь супернадёжного помощника. Особенно это важно при подписании договоров с музыкальными лейблами, готовыми заняться дистрибуцией и сулящими золотые горы.
"Лейбл берёт на себя заботу о формальностях, но также забирает дополнительный процент за работу. Конечно, в этом случае перед артистом встаёт вопрос доверия к лейблу и к его адекватности: прозрачность отчётов и соблюдение прав музыканта, желание или нежелание эффективно работать с артистом, знание сферы в целом и т. д. Сейчас довольно много лейблов “Рога и копыта”, так как зарегистрировать свой собственный несложно. В связи с этим вы можете получить договор, например, с предложением в одном из пунктов отдать лейблу все права на все ваши песни “до конца ваших дней”. Это не шутка, а реальная цитата — недавно рассказал коллега", — поясняет Алина Орестова.
Размещаясь самостоятельно, артист получает возможность непосредственно следить за процессами у того или иного дистрибьютора. Но и здесь могут встретиться недостатки отчётности, не вполне вызывающие доверие договоры и задержка выплат.
Николай Яковлев отмечает, что для эффективного продвижения лучше всего искать лейбл, который поддерживает молодых музыкантов. Например, благодаря продвижению через лейблы UP!UP!UP!, "Ракурс", M2 артисты попадают в плейлисты и сериалы.
"Издаваться самостоятельно — лишать себя части бесплатного промо, которое дают стриминги, плейлисты, алгоритмы. Да, есть завирусившиеся треки, но это скорее исключения, нежели правило. Не надо вестись на успешные кейсы, надо находить свой стабильный путь. Лейблы помогут с презентацией и со стабильностью работы", — говорит он.
Многие артисты, с которыми пообщался "ДП", жалеют о том, что некоторые зарубежные стриминговые площадки стали недоступны. Тот же Spotify — любимый стриминговый сервис россиян, считает начинающий музыкант Юрий Платонов. Ограничение сказывается на музыкантах, которые хотят работать на иностранную аудиторию. Также музыканты недовольны выплатами от российских стриминговых площадок.
"Наш первый трек со значительными результатами (100 тыс. прослушиваний) достиг их именно на Spotify. В немалой степени благодаря поддержке редакторов и плейлистов площадки. И хотя по всему миру ругают Spotify за небольшие выплаты, они всё равно платят больше, чем “Яндекс.Музыка” или “VK Музыка”. А Apple платят и того больше. Огромная потеря — отсутствие редакторской поддержки на этих площадках. Мы смогли достичь результатов февраля 2022 года по выплатам только к середине 2023–го", — рассуждает Николай Яковлев.