Этой весной вслед за Ozon онлайн–продажи новых машин в России запустили ещё четыре маркетплейса. Покупки авто через интернет растут с каждым месяцем.
Первым маркетплейсом по полноценной продаже новых легковых автомобилей в России стал Ozon. Проект был запущен в сентябре прошлого года, и с того момента на этой платформе приобретено более 300 автомобилей, в том числе 45 — в Петербурге и Ленинградской области, рассказали "ДП" в компании. По количеству продаж с отрывом более чем втрое лидируют Москва и Московская область.
Всего на маркетплейсе представлено более 25 брендов автомобилей, их количество планируют расширить. "В I квартале 2024 года продавалось в среднем 56 машин в месяц — в 2 раза больше, чем в начале проекта", — подчеркнули в пресс–службе Ozon. По оценке компании, средняя стоимость нового легкового автомобиля составляет примерно 2,1 млн рублей. А самым дорогим, проданным на этом маркетплейсе, стал Zeekr стоимостью 9,8 млн.
Онлайн–ретейлеры хвастаются первыми продажами
Весной 2024–го аналогичные проекты запустили ещё четыре маркетплейса — Megamarket, Wildberries, CDEK.Shopping и Auto.ru ("Яндекс"). О сотрудничестве с "Мегамаркетом" заявил российский бренд Lada, который представил на его витрине модели Lada Granta, Lada Niva Legend 4х4 и Lada Niva Travel. Впрочем, в пресс–службе маркетплейса не стали делиться объёмами реализации.
Продажи транспортных средств на Wildberries стартовали в апреле. Сейчас здесь представлены автомобили брендов Chery, Omoda, Jaecoo, Zeekr, Voyah и BYD, а также мотоциклы Benelli, Jawa, скутеры Vento Inferno и Zontes, питбайки бренда Butchbike. Как рассказали "ДП" в пресс–службе компании, первый заказ поступил через несколько дней после старта продаж: жительница Сергиева Посада приобрела Omoda S5 Life Blue.
Всего за месяц на WB купили девять автомобилей и один мотоцикл. Самой дорогой покупкой стал Jaecoo J7 стоимостью чуть более 3 млн рублей. Средний чек на авто маркетплейс оценивает в 2 млн рублей.
Петербург и Ленобласть вошли в зону доставки WB недавно, поэтому покупок авто в этих регионах пока не было. В компании наращивают географию продаж, и сейчас они доступны более чем в 45 регионах России. "Мы планируем развивать и категорию транспортных средств: сейчас ведём переговоры с представителями нескольких автобрендов", — добавили в пресс–службе WB.
В середине мая о запуске раздела по покупке новых авто заявил и ресурс Auto.ru, а первым свой ряд из пяти моделей на его витрине выставил бренд Jetour (Chery). Правда, как рассказали "ДП" в компании, на данный момент онлайн–покупка доступна только в Московском регионе.
У CDEK.Shopping весной стартовал сервис по выкупу и доставке новых автомобилей в Россию из Европы, Китая, Кореи и Японии. Многие договоры ещё в процессе согласования, но заказы из Петербурга уже есть, рассказал "ДП" руководитель проекта CDEK.Shopping Auto Александр Кривомаз. "Предпочтительной страной выкупа является Китай, так как там находятся официальные заводы производителей мировых марок автомобилей", — отмечает Александр Кривомаз. По его словам, на доставку автомобиля в Россию требуется около 2 месяцев.
Сейчас на витрине представлено более 200 моделей марок BMW, Volkswagen, Toyota, Hyundai, Kia, Lexus и Audi. Среднюю стоимость покупки в компании оценили в 3 млн рублей. В числе машин, которые уже заказали, — Toyota Corolla (от 2,5 млн рублей), Toyota RAV4 (от 3,2 млн) и Volkswagen Tiguan (от 3,9 млн). Одни из самых дорогих автомобилей, которые представлены на витрине, — Ferrari Purosangue (за 134 млн рублей) и Rolls–Royce Black Badge Cullinan (85 млн).
"В планах на ближайший квартал — появление автомобилей марок Škoda, Mitsubishi и других. До осени мы планируем добавить на витрину более 500 популярных моделей автомобилей", — добавил Александр Кривомаз. В планах компании также запустить раздел с автозапчастями и шинами.
В шоуруме пока покупать привычнее
Несмотря на рост популярности, продажи автомобилей через интернет пока далеки от того, чтобы составить конкуренцию традиционным — через шоурумы. По оценкам "Автостата", в апреле в России продано чуть более 137 тыс. новых легковых автомобилей. Это на 81,2% больше, чем в том же месяце 2023 года.
Об осторожности покупателей в отношении интернет–продаж говорят и сами игроки рынка. Так, холдинг "Прагматика" представляет на площадке Ozon более 20 автомобилей Kia, ввезённых по параллельному импорту. "Машины были выгружены месяц назад. С момента старта проекта пока ни один автомобиль не продан, несмотря на высокий интерес. Так, за месяц мы получили более 14 тыс. просмотров карточки магазина, а также более 200 сообщений от клиентов о гарантии, производителе, технических характеристиках и запросы на скидку", — рассказал "ДП" руководитель отдела параллельного импорта сети дилерских центров "Прагматика" Андрей Чекуров.
Не исключено, что автомобили более массового сегмента найдут быстрый отклик среди пользователей, предполагают в компании и намерены проверить эту гипотезу в ближайшее время.
В целом интернет–канал продаж в "Прагматике" оценивают как перспективный и очень интересный с точки зрения покупательского трафика. "Канал живёт по законам интернет–торговли, что делает для клиента покупку абсолютно безопасной и удобной. Его ограничение — это невозможность для клиента одновременно с покупкой авто приобрести финансовые продукты", — полагает Чекуров.
Развитие направления требует ресурсов
Выставление машин на маркетплейсы — это ещё и дополнительный канал информирования о стоке и наличии автомобилей конкретных марок, подтверждает автоэксперт Денис Гаврилов. "Не исключено, что конверсия на маркетплейсах маленькая, но посещаемость данных страниц может быть вполне приличной. То есть покупатель видит конкретный автомобиль и продавца, сравнивает цены, а дальше идёт в салон, потому что у него есть потребность в кредите, трейд–ин, он хочет поторговаться, посидеть в салоне машины, прокатиться", — поясняет эксперт.
По его оценке, доля онлайн–продаж автомобилей, которые уже зарекомендовали себя на рынке положительно, может достигать 10%. "Опыт предыдущих онлайн–продаж показывает: действительно, число сделок по понятным широкой публике машинам постепенно росло. Но вопрос в том, что маркетплейсы пока не предлагают полный инструментарий покупки автомобиля. К тому же есть вопросы к ценообразованию: в шоуруме есть возможность приобрести тот же автомобиль по более низкой стоимости", — рассуждает Денис Гаврилов.
Если машины будут для маркетплейсов всего лишь ещё одним товаром в общем ряду, больших объёмов ожидать не стоит. Если же под развитие автомобильного направления будут выделены ресурсы, известные модели ведущих брендов вполне могут нарастить объёмы реализации на этих площадках, резюмирует собеседник "ДП".