Совсем недавно на совете по культурному наследию Санкт-Петербурга рассматривались результаты большой и очень важной работы по изучению и оценке исторической ценности зданий на территории центральных районов Санкт-Петербурга, в течение последних лет проводившейся нашей организацией ООО "НИиПИ Спецреставрация" по заказу КГИОП. Обсуждение было долгим и эмоциональным, хотя в кругу профессионалов оно не вызвало острого неприятия. Специалисты высказывали свое мнение о выполненной работе, по большей части одобряя подход, но были, конечно, и те, кто не согласился с нашими выводами.
Однако ключевая, на мой взгляд, мысль этого обсуждения заключалась в том, что большинство петербуржцев ничего не знают о содержании этой работы, и из-за этого складывается ощущение, что от них что-то скрывают и пытаются попросту узаконить снос без малого 400 исторических зданий. Поэтому мне показалось важным написать этот небольшой комментарий и совсем простыми словами объяснить тем, кому небезразличен наш город, с какой целью была проведена эта работа, что было основанием для её начала и что, по мнению её авторов, должно стать первым итогом.
Для начала — немного истории, чтобы профессионалам из других областей и просто заинтересованным людям стало понятнее, для чего нужна градостроительная охрана и регулирование. Все знают, что на территории Санкт-Петербурга находится очень много зданий-памятников — объектов культурного наследия, как они называются в нашем законодательстве. Важно отметить, что в Санкт-Петербурге как бывшей российской столице ценных охраняемых объектов больше, чем в любом другом городе страны. Их примерно 8,5 тысяч, и это число растёт, так как ведется постоянная работа по выявлению таких объектов и включению их в реестр памятников.
Как и для чего надо охранять сами памятники, понятно — это наше национальное наследие. Система такой охраны — общая для всей страны — подробно изложена в специальном федеральном законе "Об охране объектов культурного наследия…" (Федеральный закон № 73-ФЗ). Но здания-памятники не стоят "в чистом поле" (хотя бывают и такие). В большинстве своём они находятся в исторической среде, в системе плотной городской застройки, рядом с другими зданиями из разных эпох и разных архитектурных стилей. И эта историческая среда сама по себе обладает определенной ценностью, как достойная оправа "бриллиантов" архитектуры.
Развитие и обновление города никогда не останавливалось, за исключением периодов войн и революций, поэтому историческая среда в нашем городе очень неоднородна. Мы часто не замечаем, что в застройке улиц бок о бок стоят дома из разных столетий и разные по качеству и архитектурной стилистике. Все они для нас создают тот образ города, который хранится в нашем сознании.
Читайте также:
Рейтинги ДП
Архитектурный рейтинг "ДП" — 2024
При переходе от плановой советской экономики к рыночной форме появилось много новых застройщиков, которые ради быстрой прибыли скупали ветхую недвижимость и "зачищали" старые территории от исторической застройки для новых жилых и коммерческих зданий. В этот период город очень слабо контролировался, не было законодательных механизмов, которые могли бы как-то остановить этот строительный хаос. В центре Санкт-Петербурга стали появляться высокие современные здания весьма сомнительного архитектурного качества. И причин этому немало. Проблема не в том, что архитекторы не могли спроектировать что-то действительно достойное, просто застройщики в тот момент сильно экономили на всём: на стоимости проекта, на технологии строительства, на качестве и цене материалов. И хотя проблема эта по-прежнему актуальна, сейчас речь не об этом. Стройки того периода стали разрушать хрупкую среду города, подчас вторгаясь в самые ценные, "открыточные" виды и панорамы Санкт-Петербурга. И это хорошо продавалось, так как обеспеченные люди покупали себе уникальный вид из окон своей новой квартиры.
Вопрос о необходимости изменения градостроительной политики встал очень остро, и в 2009 году был принят новый закон Санкт-Петербурга № 820-7, разработанный архитектурной мастерской Н. Ф. Никитина — закон о границах зон охраны объектов культурного наследия. В тот момент он носил почти революционный характер, так как, безусловно, сильно помешал планам застройщиков и многих архитекторов, но он также очень помог в ограничении нового строительства в историческом центре Санкт-Петербурга. Можно сказать без преувеличения — этот закон спас историко-градостроительную среду города и на много лет сохранил тысячи исторических зданий.
Этот закон уникален, он был разработан специально для Санкт-Петербурга. Его основная задача — запретить снос исторической застройки и регламентировать возведение новых зданий в центре города, чтобы современные постройки не искажали сложившуюся ценную среду. Именно тогда возникло новое понятие — "историческое здание". Провести тотальный анализ нескольких тысяч зданий в тот момент было невозможно (сама по себе такая работа должна вестись много лет), поэтому в законе была принято довольно условное деление: к историческим стали относить здания, построенные до 1917 года. Связано это было с тем, что после революции по понятным причинам качество архитектуры резко упало.
Любому здравомыслящему человеку понятно, что о ценности здания нельзя судить только по году постройки. Это была временная мера, "охрана в моменте". Представьте на минуту, что было бы, если бы на автомобильном рынке все автомобили до 1960 года выпуска признали безусловно ценными, а остальные почему-то нет (речь в данном случае, конечно, об исторической ценности, а не о рыночной). Однако эта мера с условным делением по году постройки сохранила огромный пласт застройки — среды, в которой мы живём.
Прошло 15 лет с момента принятия Закона № 820-7. Что показал опыт применения этого закона за этот период? Сегодня стало очевидно, что дата постройки не может отождествляться с наличием у здания ценных средовых характеристик: здания могли быть многократно перестроены или же изначального не иметь значимых архитектурных свойств. Дата постройки по техническому паспорту (которая, кстати, очень часто бывает ошибочной) не может быть противопоставлена результатам кропотливых научных исследований, современная система охраны требует тонкой настройки. Чтобы как-то проиллюстрировать охрану зданий на сегодняшний день, стоит привести конкретный пример. Эти два исторических здания охраняются одинаково. При этом очевидно, что они сильно различаются по той роли, которую играют в среде и с архитектурной, и с градостроительной, и с функциональной точки зрения.
Для того чтобы сделать градостроительную охрану более осознанной, было принято решение провести большую работу по оценке застройки в центре Санкт-Петербурга. После исторических изысканий была разработана методика по разграничению зданий по трём категориям, от более ценных к менее ценным. Целью было усилить в итоге охрану более ценных и дать бóльшие возможности по реконструкции тех объектов, которые утратили свои средовые характеристики и архитектурное качество. Эта работа велась более трёх лет и сейчас выносится на общее обсуждение.
Уже сегодня в прессе мелькают высказывания, что авторы этих изменений "расчищают места" для новой застройки по заказу застройщиков. Это не так. Во-первых, застройщики не участвовали в работе по оценке ни в каком качестве. Во-вторых, список объектов, которые пока именуются "несредовыми" (название может изменится), открыт, он обсуждается. Только при этом надо помнить, что чаще всего такие объекты расположены во дворах исторических зданий и на сегодняшний день находятся, скорее, вне времени и вне среды.
Еще один важный факт. В соответствии с действующей редакцией закона большую часть этих построек можно разбирать без восстановления, однако за последние 15 лет никто этого не сделал. И вряд ли начнут, поскольку это экономически нецелесообразно. При таких обстоятельствах категоризация исторических зданий — это не посягательство на сложившуюся систему правовой охраны исторической среды, как зачастую преподносится в публичной полемике, а естественное и преемственное направление её дальнейшего развития.
Оценив историческую среду центральных районов, мы предлагаем отказаться от года постройки как главного критерия ценности и дополнить перечень средовых зданий объектами, построенными после 1917 года. И таких объектов в два раза больше, чем будет внесено в список несредовых. И это обоснованно.
Так как же не потерять историческую застройку Санкт-Петербурга? Надо сделать систему охраны простой и понятной для собственников и профессионалов, а работу в исторической среде рентабельной для владельцев и арендаторов. Только в этих условиях город будет жить и развиваться.
Если инвестировать в город будет выгодно, то он будет выглядеть привлекательно и для нас — горожан, и для гостей Санкт-Петербурга. А сегодня, к сожалению, вложение средств в исторический центр связано со слишком высокими рисками и слишком неопределёнными правилами, что безусловно приводит к застою и, как результат, к деградации исторической среды.
Стоит признать: исторические здания разрушаются не только и не столько жадными застройщиками, сколько временем и бесхозностью, нашими сложными погодными условиями и плохими грунтами.
Чтобы исторический дом жил долго, ему нужен рачительный хозяин, который будет его содержать и ремонтировать, понимая его ценность. Таких хозяев надо привлекать, в центр, а не загонять их в такие рамки, в которых они не смогут работать.
Автор — архитектор, руководитель ООО "НИиПи Спецреставрация"