Школы стали магнитом для дольщиков в Петербурге и Ленобласти

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Застройщики Петербурга и Ленинградской области активно участвуют в создании объектов социальной инфраструктуры. Всё чаще участники рынка задумываются не только о том, сколько школ и садиков нужно построить, но и о том, какими они должны быть. Текущие объёмы строительства и лучшие практики обсудили на круглом столе "Делового Петербурга".
"Социальная инфраструктура строится у нас достаточно активно — в стадии строительства сегодня пять школ и столько же детских садов по адресной инвестиционной программе. В рамках "Соцобъекты в обмен на налоги" строится ещё восемнадцать объектов образования. Типовых проектов у нас нет, элемент индивидуальности присутствует всегда. Он связан с привязкой к участку, с контекстом застройки, с выбранными материалами для строительства, с заданием на проектирования. Из введённых относительно недавно можно отметить школу "Ленстройтреста" в Гатчинском районе. Ещё хорошая школа, на 1175 мест, которая сейчас строится в Гатчинском районе по нацпроекту "Образование", — рассказал первый заместитель председателя комитета по строительству Ленинградской области Евгений Енокаев.
В стадии проектирования — губернаторский лицей во Всеволожске, который будет ориентирован на одарённых детей. Это достаточно крупный проект (на 350 мест), который должен выделяться не только хорошим оснащением, но и интересной архитектурой. Другой примечательный проект школы на 1300 мест представил застройщик "Строительный трест" в Новоселье. Ожидается, что вышедшие недавно на рынок Ленобласти федеральные компании "Самолет" и А101, известные в московской агломерации, также планируют реализовать в 47-м регионе качественные образовательные проекты. Евгений Енокаев говорит, что затраты на хорошую школу с современным благоустройством должны быть около 100 тыс. рублей/м2. Регион обходится меньшим бюджетом. Школы от застройщиков могут быть и дороже (если компании готовы в них вкладываться и видят в этом ресурс для своих девелоперских проектов), но выкупать их будут по нормативу.
В Петербурге застройщики активно включились в строительство социальной инфраструктуры в 2021 году, когда была создана Градостроительная комиссия, призванная синхронизировать строительство жилья и всей необходимой для него инфраструктуры, отметила начальник аналитического отдела СПб ГБУ "Управление строительными проектами" Александра Владимирова. С тех пор прошло 17 заседаний, по итогам которых согласованы условия строительства 131 жилого проекта общей площадью около 8,5 млн м2. При них будут построены 60 школ на 44,9 тыс. мест. География проектов — обширная, по сути это весь Петербург. Но основной объём придётся на застраиваемые сегодня районы.
В историческом центре, где площадок для нового строительства нет, девелоперам предлагают провести капитальный ремонт действующих школ. Предварительные переговоры компании ведут с районными администрациями, которые выдвигают свои предложения. Итоговый вариант утверждает Градостроительная комиссия.
Школы строятся и за счёт бюджета (в рамках адресной инвестиционной программы). В этом году ввести планируется 36 общеобразовательных школ и один объект совмещённого образования. Всего в стадии строительства — 60 школ. Все эти объекты будут переданы городу для размещения государственных общеобразовательных учреждений. Частные школы застройщикам строить не возбраняется, однако они в зачёт обязательных требований по обеспечению социалкой не пойдут, уточнила Александра Владимирова.

Что такое современная школа

В основе проекта современной школы должны лежать принципы устойчивого развития, говорит Андрей Петров, директор по развитию бизнеса в России, архитектурная группа компаний "Семрен и Монссон". Чтобы спроектировать хорошую школу нужно ставить во главе угла потребности ребёнка, уверен он. Для этого в школе должны быть созданы разные пространства, которые будут учитывать множество образовательных сценариев (например, в стандартных школах нет мест для индивидуальных уроков) и разные темпераменты детей (в школах практически нет пространства, где ребёнок может остаться один). Также в проектах нужно учитывать стремительно меняющиеся технологии.
"Профессии, которые возникнут уже скоро, будут совсем другими. И те планировки, которые мы сейчас закладываем в проекты, могут оказаться неактуальными. Нужно понимать и учитывать, в каком направлении будет развиваться технология образования, какими будут дети поколения альфа или даже альфа-бетта, для которых, учитывая длительный цикл эксплуатации школьных зданий, мы сейчас и создаём свои проекты", — добавил Андрей Петров.
Помимо детей школы должны быть ориентированы и на взрослых, чтобы стать неким образовательным и культурным центром, в учебное время доступным для учеников, а в остальное — для всех жителей. Петров выделяет скандинавские принципы создания объектов образования: наличие "сердца школы", создание многофункциональных и трансформируемых пространств, использование натуральных материалов и организация светлых, просторных пространств, использование принципов устойчивого развития (вопросы экологии и климата). Воплотить их в России вполне реально, даже на объектах, возводимых за счёт бюджета. Так, по проекту ГК "Семрен и Монссон" построена муниципальная школа в Белгородской области, в селе Старый Оскол. В селе Крутой Лог проект находится в стадии реализации (Белгородская область в целом отличается передовыми взглядами в вопросах урбанистики). Сейчас проектируется Школа талантов в Челябинске.
"Мы работаем преимущественно с частными инвесторами, в том числе с девелоперами. На данный момент у нас в портфеле 24 введённых в эксплуатацию школы. Основные наши клиенты — предприниматели, которые готовы вложиться в школу и подарить её городу безвозмездно. Мы часто сами ищем такие компании и разрабатываем для них сложные проекты, необычные школы. Сейчас 90% наших проектов находятся за пределами Москвы, мы работаем на Ямале, во Владивостоке, в Тюмени, в Челябинске. Это регионы, где местные предприниматели готовы вкладываться в образование", — поделилась Елена Аралова, генеральный директор ED Architecture. ED Architecture, которая разработала проекты школ для одного из крупнейших застройщиков в Петербурге, однако по своей инициативе расторгла контракт.
"Архитекторы могут помочь девелоперам сделать классную школу, причём за небольшие деньги. Наши заказчики, сэкономленные благодаря этим решениям средства направляют на хорошее оснащение школ, на передовые технологии. И когда мы поняли, что наш петербургский заказчик просто решил положить эту разницу себе в карман, то расторгли договор. Я была расстроена таким подходом, но сейчас мы работаем с другой крупной компанией — Setl Group, которая, как мы видим, действительно заинтересована в создании качественных проектов”, — пояснила Елена Аралова.
Главная сложность в согласовании передовых проектов школ лежит не в плоскости архитектурных решений, а в вопросах взаимодействия с чиновниками, отвечающими за образование. "Это ответственные люди, очень переживающие, опасающиеся нововведений, какого-то хулиганства с нашей стороны и поэтому склонные перебдеть. Им не нужны инновации, им просто нужна школа. Именно они сейчас не дают нам возможность предлагать эксперименты. Например, им не нравятся предложения по созданию рекреационных зон нового типа — им нужен простой коридор, им не нравится предложение по созданию в санузлах индивидуальных кабинок, просторных учительских комнат и пр.", — отмечает Елена Аралова.
Развитию государственных школ будет способствовать появление крупных передовых частных школ, расположенных к экспериментам, считает эксперт. На их примере можно будет убедить чиновников не боятся новых решений. Так уже произошло в Москве. "Мне кажется, наш комитет по образованию подходит к таким проектам без лишней бюрократии, а задание на проектирование не сильно зарегулировано. С другой стороны, полностью отправить такие проекты в свободный полёт мы тоже не можем", — прокомментировал Евгений Енокаев.

Кадровый вопрос

В Петербурге по-настоящему крутых проектов школ пока что практически нет. Исключение — школа "Сверхновая" в "Охта-Парке", открывшаяся в 2022 году. Проект привлёк огромное внимание профессионального сообщества и регулярно получает предложения от потенциальных франчайзи. Однако создавать франшизу пока не планируется, подчеркнул сооснователь школы "Сверхновая" Фёдор Глазов. Несмотря на то, что речь идёт об объекте социальной инфраструктуры, инвесторы "Сверхновой" рассчитывают не только на возврат вложенных средств, но и на получение дохода от своего проекта. "Если эта история сработает, то мы можем увидеть массовый интерес к таким проектам. Сегодня в России меценатов, готовых вложить такие средства в школу просто так уже не осталось", — считает Фёдор Глазов.
Проектные решения школы "Сверхновая" с точки зрения планировок, функционала пространств и пр. могут быть использованы и на государственных стройках. "Мы боролись за то, чтобы не превратить школу в коридор, в тёмное пространство без лишнего света, поэтому уделили этому много внимания. В наших классах много окон и много света. Это очень простое решение, которое не сказывается на смете строительства — стоимость стены и стоимость окна практически одинаковы. Окна есть даже в спортзале — это не сложно, но даёт дополнительный свет и наполнение. Также нам хотелось сделать функциональным актовый зал. На мой взгляд, всё это получилось. Я вижу, что это нравится детям и не только детям. При этом мы видим, где мы промахнулись. Например, столовой не хватает ещё хотя бы 100 м2, нет небольших кабинетов и пр.", — перечисляет Фёдор Глазов.
Площадь школы — 8,4 тыс. м2. Изначально предполагалось, что стоимость строительства составит около 50 тыс. рублей/м2, но цена существенно выросла. При этом дополнительные затраты инвестора окупились за счёт продажи жилья на территории "Охта-Парка".
Ключевой проблемой для создания проекта хорошей школы Фёдор Глазов называет кадровую. "Если у директора нет желания быть современными, искать новые варианты и возможности, то какое бы он ни получил здание, школа не получится", — говорит он.