К проекту КАД–2 появилось множество вопросов у специалистов и жителей Ленобласти, которые уже столкнулись с проблемами из–за него.
Столь серьёзные проекты, казалось бы, не могут реализовываться без общественного обсуждения. Однако органы власти пока что самоустраняются от содержательных ответов на вопросы граждан. В этой связи "ДП" решил сам начать общественную дискуссию по теме строительства скоростной автомобильной дороги по дальнему обходу Петербурга (КАД–2). В редакции собрались специалисты, а также жители пригородной зоны, чьи интересы могут быть или уже задеты грядущим строительством.
Зачем нужна КАД–2
Идее строительства КАД–2 — не один десяток лет, она появилась примерно в одно время с идеей строительства первой кольцевой дороги, КАД, напомнил транспортный инженер Иван Вергазов. Необходимость строительства дублёра произрастает исключительно из того, что первую кольцевую построили на несколько десятков лет позже, чем было нужно. И почти сразу же после своего запуска КАД по сути стала перегруженной внутренней городской дорогой за исключением западного отрезка от Ломоносова до Парголово, говорит он. Сегодня КАД–2 не нужна, потребность есть только в отрезке между М–10 и Мурманским шоссе, считает специалист. Закрыть её можно небольшим локальным проектом. А существовавшую ранее потребность разгрузить транспортные потоки на севере, в сторону "Скандинавии", снял ЗСД.
"Второго кольца всё равно не получается, ведь дамба будет использоваться дважды. В целом базы для столь масштабного строительства нет. КАД всё равно будет загружена, потому что основной транзитный поток через Петербург подразумевает заезд в город — все склады тяготеют к КАД, Софийской улице, Московскому шоссе, где сейчас постоянные пробки. И дело не только в складских площадях. Чтобы обеспечить крупные склады, необходимо построить там новое жильё, создать инфраструктуру для него, создать пассажирские связи с Петербургом, реализовав проект комплексного развития территорий. Такой задачи ни у кого нет. Но если у чиновников появилась какая–то идея, то дальше она живёт своей жизнью, и уже не важно, исчезла ли в ней потребность, как изменилась ситуация и т. п., ей всё равно найдут обоснование", — резюмировал Иван Вергазов.
Читайте также:
Дороги
В Ленобласти представили новую трассировку КАД-2
Максимум информации можно было бы получить, проведя моделирование транспортных потоков, однако такие расчёты при подготовке дорожных проектов у нас практически не проводятся.
“
"Я думаю, что представленный проект трассировки пока можно рассматривать как мастер–план или предварительный проект. Говорить о конечном результате ещё рано, — отметил руководитель “ОВУБ Консалтинг” по реализации инфраструктурных проектов Дмитрий Непомшин. — Альтернативные варианты не рассматриваются, что странно для столь сложного проекта. Сейчас мы видим вариант наземной автодорожной трассы, которая будет пересекать участки, застроенные ИЖС, садоводства, территорию военных и т. п. Такой вариант подразумевает множество всем понятных конфликтов".
И дело не только в имущественных правах. Например, надо понимать, сколько пересечений с действующими магистралями появится и к какому общему эффекту это приведёт.
"Если мы хотим за счёт новой дороги повысить эффективность автотранспортного движения, за единицу расчёта эффективности нужно брать время, потраченное на путь из точки А в точку В. Применительно к нашей ситуации я назвал бы Гатчину как столицу Ленобласти и Всеволожск. И я бы предложил рассмотреть вариант туннельного сообщения неглубокого залегания, которое включает в себя помимо грузового движения железнодорожный транспорт, метро и автотранспорт, — тоннель большого диаметра, в котором на нескольких ярусах расположены несколько трасс, которые не конфликтуют с владельцами территории, где не требуется очень сложной разработки проекта планировки территорий. Такие проекты реализуются во всём мире, например в Турции. Если мы хотим совершить прорыв в транспортном сообщении Петербурга, то это тот случай", — сказал Дмитрий Непомшин.
Ограничения в зоне будущей дороги
Официальной информации по КАД–2 от чиновников практически нет. Но в ответ на запросы жителей "Автодор" раскрыл некоторые детали, которые стали известны "ДП". "По результатам проведённого технико–экономического обоснования определён первоочередной участок нового строительства — от подъезда к дороге 41К–337 “Подъезд к дер. Варколово” до автомобильной дороги М–11 “Нева”. Реализация второго этапа КАД–2 — от автомобильной дороги А–121 “Сортавала” до подъезда к дороге 41К–337 “Подъезд к дер. Варколово” (этап–2) — предполагается в более поздний период, после 2030 года, при условии значительного увеличения интенсивности движения на существующей сети", — сообщал петербургский филиал "Автодора".
Начнётся этап–2 на 16–м километре дороги А–121 "Сортавала", далее трасса следует в восточном направлении, проходит севернее Кавголовского озера и южнее посёлка Новое Токсово, поворачивает на юг и следует вдоль Ржевского полигона. Она идёт вблизи коттеджного посёлка "Кавголовское озеро", частично затрагивает территории коттеджных посёлков "Кавголовские холмы", "Резиденция у озера", "Негород Токсово".
"Указанный вариант трассы КАД–2 согласован с правительствами Санкт–Петербурга и Ленинградской области и в конце декабря 2023 года направлен в правительство РФ", — отметили в "Автодоре".
Несмотря на незначительный уровень проработки проекта, у жителей территорий, по которым она может пройти, уже начались проблемы. Председатель ПК "Загородная резиденция" (коттеджный поселок "Резиденция у озера") Сергей Батышев рассказал, что, хотя этап–2 официально может стартовать только после 2030 года, регистрация объектов капитального строительства и земельных участков уже приостанавливается Росреестром. "Отказов прямых пока ещё нет, но приостановка — есть. С чем это связано, мы не понимаем, потому что единственные официальные данные по проекту — письмо Лесколовской администрации уведомительного характера с примерной трассировкой КАД–2. Но это же не постановление или распоряжение или приказ, это не уведомление о выборе участков для строительства, его в суд не представить. Многие собственники участков в нашем посёлке, узнав о КАД–2, решили остановить строительство, некоторые выставили участки на продажу", — сообщил Сергей Батышев.
Пример: владелец участка на территории посёлка обратился в банк за ипотекой на строительство. Банк запросил подтверждающие данные от Росреестра, Росреестр обратился в "Росавтодор", не получил ответ и приостановил весь процесс.
Согласно представленной трассировке, половина "Загородной резиденции" попадает под снос, а оставшаяся половина остаётся рядом с магистралью, что, безусловно, скажется на экологической обстановке. Кстати, в 2021 году здесь была открыта особо охраняемая природная территория "Природный парк “Токсовский”" и экотропа "Кургаловская", обустроенные за счёт средств регионального бюджета.