Цены на картофель, детали для "Сапсана", порт в Карелии: чем живёт СЗФО

Автор фото: "Деловой Петербург"

В ряде регионов РФ, в том числе в Коми и Карелии, подскочили цены на картофель. Трансформаторы для "Сапсана" начнут производить в Калининграде. В Карелии вернулись к идее строительства глубоководного порта в Беломорске.

Почему выросли цены на картофель

Цены на картофель резко выросли в ряде регионов России.
В Республике Коми за неделю с 11 по 17 июня картофель подорожал больше всех остальных овощей и продуктов питания: цены выросли на 15,5%, до 61,5 рубля за 1 кг, сообщил Комистат. В Карелии статистическое ведомство сообщило о росте цен на картофель за неделю на 30,3%, до 49,71 рубля за 1 кг. Ранее рост цен не был столь значительным: в начале июня стоимость картофеля в карельских магазинах выросла на 2,6%, с 21 по 27 мая — на 5,2%, неделей ранее — на 9,9%. В апреле средняя цена за 1 кг картошки в Карелии составляла 30,67 рубля.
Стремительный рост цен картофель отмечают также в Екатеринбурге, Башкирии, в Курской области и других регионах страны.
Росстат в начале июня отмечал, что с начала года цены на картофель выросли на 49,7%, но уже к лету рост замедлился. Минсельхоз напомнил, что в прошлом году в России был собран рекордный урожай картофеля (валовый сбор составил 20,2 млн тонн), но сейчас на рынке преобладает импортный картофель, "цены на который зависят от ряда факторов, в том числе курса валют и логистики".
В Карелии отметили, что значительное количество картофеля поступает в республику из-за рубежа — из Азербайджана и Египта, а местный урожай исчерпан: дешёвый прошлогодний картофель в магазинах почти закончился.
Цены на картофель в одной из торговых сетей в Петербурге.
Автор: соцсети

Где производят трансформаторы для поездов "Сапсан"

Калининградское ООО "ЕХ ТРАФО" начало выпускать трансформаторы для высокоскоростных электропоездов "Сапсан", которые должны заменить аналогичные трансформаторы немецкого производства от компании Siemens.
Первый образец отечественного трансформатора ТСП-168/3, предназначенный для установки на "Сапсаны", прошёл успешное испытание на электропоезде, сообщает Интерфакс.
Компания является резидентом калининградской особой экономической зоны и получила льготный кредит в размере 15 млн рублей. Предполагается, что она будет серийно выпускать трансформаторы для "Сапсанов", а также сможет производить трансформаторы и по индивидуальным заказам: обычно такая продукция выпускается небольшими партиями.
Немецкий концерн Siemens ушёл с российского рынка в 2022 году и расторг все сервисные контракты, но в РЖД заверили, что продолжат под своим контролем техобслуживание "Сапсанов" и "Ласточек".
Поезда "Сапсан".
Автор: Ермохин Сергей

Когда построят Беломорский глубоководный порт

В Карелии вернулись к проекту строительства глубоководного морского порта в Беломорске, разговоры о создании которого ведутся уже почти 15 лет.
По итогам встречи на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2024) с главой Росморречфлота Андреем Тарасенко создана рабочая группа по вопросу создания порта, первое её заседание уже прошло в Москве, сообщил глава Карелии Артур Парфенчиков.
"Создание порта в Беломорске — вопрос непростой. С одной стороны, это самая близкая к промышленным центрам европейской части нашей страны арктическая морская локация. Здесь расположен Беломоро-Балтийский канал, пересечение двух крупнейших железных дорог — Октябрьской и Северной. С другой — необходим поиск требуемых глубин с учётом современных возможностей дноуглубления", — написал Парфенчиков в соцсети "ВКонтакте".
На первом этапе решено найти оптимальное месторасположение для порта. Также будет оценён объём потенциальных грузопотоков в Арктику и обратно.
Потенциальный грузооборот порта планируется на уровне более 10 млн тонн в год, предполагаемая численность работников — 800 человек, сообщила пресс-служба правительства Карелии.
Предполагается, что морской торговый порт в Беломорске станет частью транспортно-логистической системы Беломорско-Балтийского канала — этой идее ещё предстоит получить одобрение президента РФ.
Проект Кемско-Беломорской агломерации.
Автор: пресс-служба правительства Карелии
Разговоры о строительстве порта в Беломорске ведутся уже 15 лет. В 2009-м порт планировали построить к 2012 году, вложив 18 млрд рублей. Затем сроки сдвинули на 2015 год, однако в 2014-м выяснилось, что к строительным работам так и не приступили.
Новые сроки реализации проекта со стоимостью 17 млрд рублей назначали на 2019 год. Предполагалось, что порт сможет принимать суда дедвейтом до 30 тыс. тонн (в перспективе — до 70 тыс. тонн), а в его состав войдут два грузовых района: специализированный угольный комплекс проектной мощностью 8 млн тонн в год и универсальный комплекс проектной мощностью 1 млн тонн в год.
В ноябре 2023 года правительство РФ исключило порт в Беломорске из схемы территориального планирования в области федерального транспорта, но к проекту всё же решили вернуться вновь. Сейчас его стоимость оценивается на уровне до 60 млрд рублей, отмечает "ПортНьюс".

Что известно об утечке нефти в НАО

В Ненецком автономном округе (НАО) возбудили уголовное дело после разлива нефтепродуктов в реку Лука-Шор.
На Харьягинском нефтяном месторождении 18 июня произошла разгерметизация нефтесборного коллектора, что привело к разливу нефтепродуктов и их утечке в реку.
Масштаб утечки нефтепродуктов в НАО. Июнь 2024 года.
Автор: пресс-служба администрации НАО
Площадь загрязнённой территории составила не менее 300 м2, сообщил руководитель Департамента природных ресурсов, экологии и АПК НАО Альберт Чабдаров. Нефтесодержащая жидкость попала в реку Лука-Шор, но загрязнение Колвы — реки рыбохозяйственного значения — удалось предотвратить, заверили чиновники.
Нынешний разлив сравнили с инцидентом 2021 года на Ошском месторождении, когда нефть, по разным оценкам, вытекала больше месяца. Тогда в результате разгерметизации нефтепровода в Коми на границе с НАО в реку Колву попало 9 тонн нефтесодержащей жидкости, а всего объём утечки достиг 100 тонн. Власти Коми в связи с этим заявляли, что ужесточат экологическую ответственность недропользователей.
"В этот раз вытекающая нефтесодержащая жидкость распространилась по большой территории предположительно из-за паводковых вод. Труба 1996 года, ей 28 лет. Как и в случае с Ошским месторождением, автоматика и датчики давления в трубопроводе не дали опережающих сигналов", — пояснил Чабдаров.
По его оценке, утечка предположительно шла несколько дней, а возможно и недель. Работы по ликвидации последствий разлива продолжаются, на них может уйти ещё неделя. Уголовные дела возбуждены по статьям УК РФ о нарушении требований безопасности опасных производственных объектов, повлекшем причинение крупного ущерба, а также о загрязнении земли вредными продуктами.
Последствия нефтеразлива в НАО будут устранять до конца июня.
Автор: Екатерина Эстер/НАО24

Что будет со зданием цирка в Архангельске

В Архангельске готовятся к сносу аварийного здания цирка на Троицком проспекте.
Здание цирка в Архангельске признано аварийным.
Автор: vk.com/otkrytiiarkhangelsk
Демонтировать объект хотят успеть до 1 сентября 2024 года.
Городские власти заявили, что здание уже не подлежит восстановлению — его износ составляет 80%. Сносом займётся ООО "Борей-Инвест", которое демонтирует объект за свой счёт.
Здание Архангельского цирка было построено в 1930 году, последние 35 лет оно не эксплуатировалось, а нового инвестора для объекта так и не нашли. В 2021 году здание передали на баланс Поморской филармонии.
Что будет размещено на месте цирка после его сноса, пока неизвестно. Это решение примет областная инвестиционная группа.
В Архангельске снесут цирк, построенный в 1930 году.
Автор: vk.com/otkrytiiarkhangelsk