Не вывозят: центр Петербурга страдает от мусорных контейнеров на тротуарах

Автор фото: Михаил Дегтярев

На центральных улицах Петербурга становится всё больше мусорных баков — на тротуарах и даже на проезжей части. Хотя современные технологии в силах минимизировать время их нахождения там.

На тротуарах и обочинах улиц исторического центра Санкт–Петербурга стало очень много мусорных контейнеров. Причём как пустых, так и полных. Они "украшают" вид города и утром, и вечером. И если для большинства петербуржцев баки уже превратились в часть городского ландшафта, то для многих туристов мусорные кучи на дорогах становятся культурным шоком.
Судя по всему, полностью избавиться от контейнеров на дорогах не выйдет по объективным причинам. Однако сделать так, чтобы петербуржцы и гости города как можно меньше их наблюдали, возможно. Для этого требуется налаживать связь госструктур и применять современные технологии.

Почему в центре Петербурга стоят мусорные контейнеры

Большинство домов в исторических кварталах Петербурга имеют контейнерные площадки во дворах. Но узкие проезды, запутанная структура дворов–колодцев и их запаркованность не дают мусоровозам забирать твёрдые коммунальные отходы (ТКО) непосредственно с точек накопления.
Поэтому зачастую баки из дворов выкатывают на улицы, чтобы там их мог опорожнить мусоровоз, после чего их переносят обратно на контейнерную площадку. За эти передвижения баков отвечает управляющая организация многоквартирного дома. За непосредственный вывоз отходов — АО "Невский экологический оператор" (НЭО).
В теории работник управляющей компании должен выкатить контейнер из двора на тротуар или проезжую часть ко времени прибытия мусоровоза по графику вывоза ТКО. После того как машина забирает отходы, сотрудник УК откатывает бак на его обычное место. При этом по действующему законодательству контейнер не должен простаивать на улице свыше часа, рассказали "ДП" в жилищном комитете Санкт–Петербурга.
"Однако нередки случаи нарушения региональным оператором графика. Мусоровозы регулярно прибывают с опозданием, иногда с длительным, многочасовым", — сокрушаются там. Также, добавляют в ведомстве, Жилком регулярно получает жалобы граждан на слишком долгое нахождение мусорных баков вне площадок.
В пресс–службе НЭО смотрят на ситуацию немного иначе. "После выкатывания к проезжей части в ожидании мусоровоза заполненные отходами контейнеры находятся недолгое время, однако туристам может показаться неприглядным нахождение баков на центральных улицах", — говорит официальный представитель регоператора. Также, отмечают в компании, иногда контейнеры могут постоянно находиться на улице. Обычно это связано с тем, что баки используют и жители ближайших домов, и, например, кафе или рестораны, расположенные на первых этажах. В таких точках закономерно увеличивается объём получаемых отходов в туристический сезон и летом.
Можно предположить, что и ответственные за выкатку контейнеров сотрудники управляющих компаний не всегда своевременно исполняют свои обязанности. Тем не менее партнёрские отношения структур Жилкома и НЭО на практике оказываются не совсем равноправными, замечает руководитель регионального центра НП "ЖКХ Контроль" в Петербурге Алла Бредец. Если управляющая компания по каким–либо причинам не вывезла контейнеры к прибытию мусоровоза, то оператор фиксирует невозможность собрать отходы не по своей вине, а ответственность за это ложится на УК. А с другой стороны, воздействовать на регоператора при срыве им графика коммунальщикам сложно. "Я думаю, что НЭО здесь не оштрафовать, потому что это крупный монополист. И управляющей компании не хватит сил, юридических возможностей и времени, чтобы получить с НЭО какие–то денежные средства за несвоевременный вывоз отходов", — рассуждает эксперт.
Граждане устали жаловаться властям на слишком долгое нахождение контейнеров на улицах и тротуарах Петербурга
Автор: Михаил Дегтярев

Как НЭО общается с коммунальщиками

Взаимодействие администраций районов с Невским экологическим оператором и с непосредственными перевозчиками ТКО осуществляется в рамках районных штабов по благоустройству. Также есть и оперативный канал связи администраций районов, жилищных агентств, УК и перевозчиков отходов — рабочие группы в мессенджерах, рассказывают в Жилкоме.
Простой контейнеров на улице — как полных и неприятно пахнущих, так и пустых, но всё равно мешающих пешеходам и машинам — можно было бы устранить, улучшив взаимосвязь между НЭО и коммунальщиками. Это понимает и регоператор. В ближайшее время компания начнёт тестировать систему по автоматическому уведомлению сотрудников управляющих компаний о приезде мусоровозов.
"Эта программа будет интегрирована в автоматизированную информационную систему, которой оснащены все мусоровозы НЭО. Сейчас программа находится в разработке, но уже этим летом надеемся на успешное внедрение, что позволит выкатывать баки к непосредственному приезду мусоровоза", — анонсирует Невский экологический оператор.

Куда убрать мусорные баки из центра города

По данным НЭО, ежедневно в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах отходы собирают 53 мусоровоза, которые в общем вывозят около 400 кубометров ТКО. Курсируют и крупные машины с кузовом до 30 м3, и небольшие объёмом 8–10 м3. Несмотря на то что малогабаритной технике легче маневрировать в узких дворах, даже она не может подобраться ко всем контейнерным площадкам в центре Петербурга.
Сама по себе эта проблема довольно распространённая. Мусорные контейнеры выставляют на улицах многих европейских городов, в том числе в Стокгольме и Стамбуле, настаивают в НЭО.
Но у руководства европейских мегаполисов находятся силы избавиться от громоздких мусорок на тротуарах.
Возможно, прогрессивнее всех в этом плане Амстердам. Почти весь центр столицы Нидерландов оснащён подземными мусорными контейнерами. Снаружи они выглядят как металлическая урна, под которой спрятан обыкновенный большой мусорный бак. Достоинства очевидны: такие площадки выглядят аккуратно, герметичные бетонные хранилища не пропускают запах и не становятся рассадником грызунов. Также некоторые баки открываются по электронному ключу, чтобы пользоваться ими могли только жители ближайших домов, а заполняемость контролируется датчиками, чтобы мусоровозам не приходилось выгружать полупустые баки по регулярному расписанию.
Минусы также имеются. В первую очередь — цена. Если обычный "кубовый" пластмассовый мусорный бак стоит порядка 20 тыс. рублей, то оборудование подземной площадки может обойтись в 2 млн рублей, не считая затрат на техприсоединение к электросетям. К тому же систему придётся периодически обслуживать, а оператору по обращению отходов — обучать сотрудников работать с такими контейнерами.
В 2016 году в муниципальном образовании "Гавань" установили три такие инновационные для Петербурга подземные площадки суммарно за 13 млн рублей. Местные жители в соцсетях саркастично прозвали их "нанопомойки".
Тогдашний глава муниципалитета Сергей Соколов задумывался о том, чтобы масштабировать подход на весь город, но не сложилось. Да и не все василеостровцы оценили технологический прогресс. Электроплощадки какое–то время просто не работали. Перевозчики же критиковали необходимость запитывать подъёмники от аккумулятора мусоровоза (так решили проблему с техприсоединением). К тому же рядом с инновационными площадками всё равно устанавливали обыкновенные многокубовые пухто для накопления крупногабаритных отходов, поэтому сделанные по–европейски современные контейнерные площадки всё равно приобрели вид стандартных отечественных помоек.
В центре Петербурга нет возможности где–либо разместить контейнерные площадки так, как этого требует санитарное законодательство. Надо понимать, что весь центр выпадает из законодательства, которое требует отступ определённого количества метров от мусорной площадки до жилого здания. Что касается вывоза, то здесь проблема состоит из нескольких частей. С приходом мусорной реформы у нас нет графика вывоза. Раньше каждая управляющая компания договаривалась со своим перевозчиком о времени, когда он приедет. К этому моменту ему, например, были готовы помочь дворники погрузить отходы, чтобы не было проблем. Раньше вы могли поменять своего перевозчика, если он не выполняет график или плохо вывозит мусор. Сейчас у управляющих организаций такой возможности нет, а график вывоза фактически не работает — машины приезжают когда угодно. И эти контейнеры действительно сильно мешают. В том числе и автомобилистам — их не видно в тёмное время суток. Здесь, на мой взгляд, не грех было бы поставить регионального оператора в рамки. То есть реально договориться о более конкретных временных промежутках вывоза мусора. Ведь и дворники не должны всю ночь ждать, пока мусор вывезут, чтобы обратно тащить контейнеры. Но и мусоровозу, конечно же, эффективнее загружаться на проезжей части. Ведь если он заедет в арку, то ещё не факт, что сможет из неё выехать.
Татьяна Нагорская
председатель правления ассоциации "РазДельный сбор"
В большинстве случаев в центре города мусорные баки стоят недалеко от арочных проездов, как правило, во дворах. И просто принципиальная позиция многих перевозчиков, что баки должны стоять на магистрали, а выкатывать их должны дворники. Ещё до мусорной реформы я работала с компанией "Петро–Васт", и у неё никогда не было проблем. Они брали ключи или пульт от ворот, сами выкатывали бак, не заезжая во двор, выгружали его и ставили на место. И всё. И мои баки никогда не стояли ни у кого перед носом. Так же и сегодня. Номера водителей мусоровозов у нас внесены в базу. Они спокойно подъезжают, набирают номер, ворота открываются, они выкатывают бак, выгружают его, ставят на место, ворота закрываются, они уезжают. С этим нет никаких проблем, это не занимает много времени, но они ищут массу отговорок, почему делать этого не будут. Но нужно исходить из того, что город не должен выглядеть заставленным мусорными баками вдоль тротуаров. Ещё 5 лет назад на общественном совете при вице–губернаторе по ЖКХ я поднимала эту тему и говорила, что некрасиво: культурная столица, а улица Рубинштейна вся в развороченных мусорных баках. И они могут простоять так долгое время, потому что мусоровозы могут приехать с опозданием, а дворники — не закатить контейнеры обратно. Эти баки на улицах в центре города — катастрофа, и проблему нужно решать.
Гульнара Борисова
президент Санкт–Петербургской ассоциации собственников жилья и их объединений