Число магазинов с алкоголем в жилых домах Петербурга достигло 3,6 тысяч

Автор фото: Валентин Беликов / "ДП"

В жилых домах Петербурга работает около 3,6 тыс. магазинов, в которых можно легально купить алкоголь.

Как показывает проведённый "Деловым Петербургом" анализ больших данных (данные не включают пригороды, см. методику), всего в Петербурге около 5,3 тыс. розничных магазинов со спиртным (таково число действующих лицензий на продажу).
Сюда входят как алкомаркеты, так и обычные супермаркеты с лицензией. Из них в жилых домах (номера которых совпадают с номерами домов торговых точек с лицензией на алкоголь) работает около 3,6 тыс., или более 65%.

Не отходя от парадной

По подсчётам "ДП", пять крупных сетей могут контролировать 45% магазинов со спиртным в жилых домах. Около 17% держит московское ООО "Альфа–М" (товарный знак "Красное&Белое"). По 8% таких торговых точек приходится на долю краснодарского АО "Тандер" (товарный знак "Магнит") и петербургского ООО "Агроторг" ("Пятёрочка"). У петербургского же ООО "АМ–СПб" ("Ароматный мир") — 7%. Замыкает пятёрку лидеров подмосковное АО "Дикси Юг" ("Дикси") с 5%.
В число жилых комплексов — лидеров по числу магазинов с лицензией на торговлю спиртным (более 10 магазинов по одному номеру дома, который может включать разные корпуса) вошли ЖК на Плесецкой ул., 10, на Малой Бухарестской, 12, и на Кондратьевском пр., 68.
Наибольшее число домов (жилых домов, номера которых совпадают с номерами домов магазинов с лицензией на алкоголь) может находиться в управлении компаний "Сервис–недвижимость", "Жилкомсервис № 3 Центрального района" и "Жилкомсервис № 1 Невского района". Речь в этих случаях, по всей видимости, идёт примерно о 90 адресах.
Наибольшее число магазинов с алкоголем находится на крупнейших проспектах города. В лидерах — Комендантский и Ленинский проспекты (около 60 магазинов). Следом идут проспекты Ветеранов и Московский (40–50 магазинов).
Если смотреть шире по городу, общая площадь квартир в домах с магазинами спиртного составляет более 64 млн м². При жилобеспеченности 28 м² на человека в этих домах могут жить 2,3 млн человек. Напомним, что на 1 января, по данным Петростата, население Петербурга составляло 5,6 млн человек. Таким образом, возможность купить алкоголь в своём доме могут иметь 40% населения города. Также они, вероятно, сталкиваются с последствиями такой возможности.

Как мы считали

Для подсчёта "ДП" объединил данные двух реестров — Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками (Росалкогольтабакконтроль) и ГИС ЖКХ. Первый из них содержит лицензии на розничную торговлю спиртным (нас интересовали только действующие лицензии), а во втором значатся жилые дома. Основная сложность была связана с сопоставлением адресов. Адреса в реестрах даны в разных форматах и записываются порой по–разному ("пр", "пр–кт", "проспект" и тому подобное). Мы использовали алгоритм Natasha, чтобы привести адреса к единому виду. Но как и любая программа, которая работает с живым языком, этот код несовершенен. Так, из нашей выборки оказались исключены пригороды (Пушкин, Красное Село и т. д.). Кроме того, программа не различает корпуса (но магазины, как правило, работают в лицевом корпусе).
Не исследовались кафе и рестораны с лицензией на торговлю алкоголем (для них существует отдельный реестр). Впрочем, наша выборка должна охватывать и так называемые "наливайки", то есть заведения с двойной лицензией (и розничной, и ресторанной).

Чем опасны магазины спиртного в жилом доме

Магазины в жилом доме могут быть удобны, но некоторые жители имеют связанный с ними негативный опыт. Градозащитник Олег Мухин признался "ДП", что испытывает отрицательные эмоции в связи с открытием торговой точки по продаже алкоголя в доме на Вознесенском пр. По его впечатлениям, подвыпившие посетители пытаются попасть во двор, шумят и устраивают драки.
Жители, которым это не нравится, стали жаловаться в проверяющие органы. Те нашли нарушения, но дальше всё завязло в бюрократической рутине. "Тупиковая ситуация: нарушения есть, но без прокуратуры ничего не сделать, а она отказывает", — поделился Мухин. Подобные ситуации, неясный статус некоторых торговых точек и нечёткие ограничения, которые предприниматели научились обходить, время от времени приводят к новым попыткам регулирования отрасли.
Как сообщал "ДП", с 1 апреля вступил в силу федеральный закон, который даёт регионам больше полномочий в этой сфере. В петербургском Законодательном собрании обсуждают запрет так называемых "пивных кранов" — торговых точек, которые существуют при магазинах, но оформляются как общепит. Это даёт таким предприятиям возможность торговать алкоголем ночью.

Как жители могут повлиять на магазины в своём доме

Важный вопрос, вероятно, состоит в том, что сами жители не всегда могут повлиять на то, какое заведение открывается у них в доме. Они могут разве что сами выкупить помещение или добиваться выкупа у города. Так, жители ул. Рубинштейна просили открыть вместо шумных ресторанов культурный центр, посвящённый блокаде.
"Законом не установлено обязательное согласование видов деятельности предпринимателей в нежилых помещениях многоквартирного дома с собственниками помещений этого дома", — прокомментировал "ДП" управляющий партнёр 4R Group Михаил Бойцов.
В нежилых помещениях многоквартирных домов разрешено размещение магазинов, пунктов общественного питания и офисов с некоторыми ограничениями.
Например, запрещена продажа алкоголя в зданиях, примыкающих к образовательным учреждениям. Кроме того, по санитарным нормам в жилых домах нельзя открывать магазины синтетических ковров, шин, автомобильных масел и рыбы.
По словам Михаила Бойцова, собственники помещений в доме могут запретить размещение коммерческих структур только при переводе жилого помещения в нежилое, поскольку их согласование в этом случае требуется по Жилищному кодексу. При этом подобным согласованием может быть установлено целевое назначение коммерческого помещения, которое должно соблюдаться его владельцем.
Так, одним из судебных решений было удовлетворено требование собственников квартир о запрете эксплуатации в доме магазина, торгующего алкогольной продукцией, в связи с нецелевым использованием помещения, поскольку ранее они согласовали перевод помещения для использования под салон красоты. Суды трёх инстанций посчитали, что использование этих площадей в качестве магазина винно–водочных изделий затрагивает права истцов как собственников, а также сопряжено с использованием общего имущества. Их права нарушены, и нарушения должны быть устранены.
Собственники также вправе ограничивать использование общего имущества (такого, например, как капитальная стена дома), отказывая в размещении на наружных стенах дома вывесок магазина или кафе. И, разумеется, жильцы вправе требовать устранения нарушений правил торговли, благоустройства и др., если эти нарушения создают им неудобства, добавил юрист.