Маркетплейсы ударились в словоблудие

Автор фото: Фонд Росконгресс

Одной из центральных тем на ПМЭФ впервые стала электронная коммерция. Это отражает как роль в экономике интернет-площадок, ставших крупнейшими игроками IT-отрасли и замахнувшихся на банковский сектор, так и уровень общественного недовольства, который они генерируют.

Страсти вокруг недобросовестных корпоративных практик маркетплейсов почти никак не проявили себя на полях ПМЭФ–2024. Основными объектами критики стали недостаточный с их стороны объём инвестиций в безопасность персональных данных и попытки конкурировать с банками. Что и неудивительно с учётом того, что уже не первый год повестку форума во многом задают крупнейшие банки страны.
В ответ маркетплейсы пытались играть словами и очередными красивыми историями — с тем, чтобы хоть как–то скрасить стремительно растущее возмущение малого бизнеса необоснованными штрафами и урезанными выплатами за пропавшие товары. Между тем и поставщики, и владельцы пунктов выдачи заказов уже инициировали тысячи судебных исков к маркетплейсам. Параллельно с января по 23 мая 2024 года в Федеральную антимонопольную службу (ФАС РФ) поступило 94 жалобы на действия маркетплейсов, 51 из которых от продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов — следует из ответа антимонопольного ведомства на официальный запрос "ДП", направленный в преддверии ПМЭФ.

В чём скидка, брат?

Всего в дни ПМЭФ состоялось семь секций, посвящённых стремительно развивающейся деятельности маркетплейсов и тем болезням роста, что стали её сопровождать. Первый жаркий спор маркетплейсов с поклонниками их корпоративных инициатив состоялся утром в первый день ПМЭФ на сессии с провокационным названием "Банки и маркетплейсы: чей финтех круче?". Её модератором выступила Ксения Собчак, а спонсором — Альфа–Банк.
Конференц–зал ожидаемо не вместил всех желающих присутствовать при словесной баталии Ozon, Wildberries и "Авито" с одной стороны и Альфа–Банка и банка ВТБ — c другой. Впрочем, разговор быстро ушёл с темы крутости финансово–технических решений к теме недобросовестной конкуренции. Основной спор развернулся между Сергеем Беляковым, управляющим директором Ozon, и главой Альфа–Банка Владимиром Верхошинским, который в весьма откровенной манере высмеял идею Ozon заняться развитием собственного банка, а заодно и обвинил маркетплейс в том, что владельцы карт Озон–банка имеют необоснованное преимущество перед владельцами карт других банков, поскольку получают скидки, не сравнимые ни с какими банковскими программами кешбэка.
В ход шли заранее приготовленные цифры исследований. 83% клиентов идут в Озон–банк потому, что он предоставляет большую скидку при оплате товаров, поделился результатом социологического опроса Альфа–Банка Владимир Верхошинский. "По нашим данным, 40% клиентов Озон–банка уже оплачивают его картой свои покупки вне системы Ozon", — парировал Сергей Беляков.
"Мы провели исследование и выяснили, что у 80% жителей России от 18 лет и старше есть две карты разных банков и более", — казалось бы, мирно, после рассказа о совместной рыбалке с также сидевшим в президиуме управляющим партнёром "Авито" Иваном Гузом, начал своё выступление заместитель президента — председателя правления ВТБ Георгий Горшков. Но после рассуждений о том, что наличие в кошельке пользователей карт самых разных банков — это нормально, поскольку все мы, как потребители, ищем выгоду, перешёл к рассказу о душных банковских правилах, следование которым вместе с тем уже 500 лет защищает клиентов от потери денежных средств. И о том, что в своё время отговорил владельцев "Эльдорадо" от идеи создания собственного банка, рассказав им про жёсткие требования регулятора и про необходимость вкладываться в технологии, в том числе противодействия мошенникам. И о том, что "Связной" свой банк всё–таки создал и все прекрасно помнят, каким крахом это закончилось.
"PayPal ведь так и не стал банком? PayPal даёт потребителям удобную оплату. Что такое платежи через WeChat в Китае? Это удобная оплата. Там что, депозиты? Нет. Там что, кредиты? Нет, — добавил Георгий Горшков. — Мы, конечно, готовы конкурировать. Но давайте не переходить в конкуренции за тонкую грань, за которой она начинает наносить ущерб потребителям. Если хотите конкурировать с нами, вкладывайте миллиарды рублей в защиту нас как потребителей".

Не кочегары мы

Между тем топ–менеджеры маркетплейсов не преминули воспользоваться возможностью в ходе споров о размере кешбэков и скидок продвинуть тезис, который затем, в самом разном исполнении и из уст самых разных участников дискуссий, постоянно звучал на всех последующих сессиях ПМЭФ, затрагивающих электронную коммерцию.
"Для многих открою большой секрет, — заинтриговал всех Сергей Беляков. — Что такое торговля? Это реализация собственных товаров. Торговая сеть сначала покупает товар у производителя, а потом его нам всем продаёт. Оказывая сложнейшую услугу по обеспечению товарного профицита по доступным ценам и надлежащего качества. Мы не продаём свой товар. С нашей помощью сотни тысяч продавцов имеют возможность продавать миллионам покупателей. Мы — не торговая организация в силу закона и в силу сути услуги, которую мы оказываем".
"Мы не маркетплейсы, мы цифровые платформы", — усилила уверенное жонглирование словами коллеги генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук, участвовавшая в сессии в онлайн–режиме.
"Это юридическая казуистика, — ответил глава Альфа–Банка. — Все всё понимают. Большинство магазинов не продаёт свои товары. Большинство магазинов продаёт хлеб, который произвёл соседний хлебозавод. И там физическая полка — здесь цифровая полка. А вот эти игры: мы не продаём. Ребята, кто контролирует — тот и контролирует. Если по–честному".
От высокого звания маркетплейса поспешил отречься и управляющий партнёр "Авито" Иван Гуз, разъясняя всем желающим, что "Авито" правильнее считать классифайдом. Впрочем, в силу специфики бизнеса "Авито", основу которого составляют сделки между частными лицами, и отсутствия у этой компании собственных банков, складских и логистических мощностей, данное уточнение, пожалуй, имеет право на жизнь. Вот только регуляторная гильотина, которую призывают на свою голову собственными действиями топ–менеджеры "цифровых платформ", очень скоро может ударить по всем субъектам "цифровой экономики", как бы они себя ни позиционировали. Первый звонок уже прозвучал. В конце марта правительство отменило мораторий на антимонопольные проверки, который распространялся на Wildberries и Ozon как на IT–компании.

Громкие слова

Судя по всему, именно поэтому Wildberries и Ozon, ещё в конце прошлого года официально признанные ФАС РФ коллективно доминирующими на рынке маркетплейсов с совокупной долей 80%, принялись активно укреплять собственную репутацию. Активнее всего в этом плане работает Ozon — опять–таки в силу того, что его бизнес–модель предполагает монетизацию капитализации и именно поэтому чувствительна к репутационным издержкам.
Прямо накануне ПМЭФ Ozon провёл в Москве масштабную конференцию, собрав на стадионе "ВТБ Арена" тысячи партнёров. Помимо массы полезного контента и делового общения в ходе именно этой конференции Ozon даже ювелирно вбросил в бизнес–среду новое слово, сделав реверанс в сторону владельцев пунктов выдачи заказов. Ведь, согласитесь, приятно, когда тебя, по факту простого индивидуального предпринимателя, именуют "ПэВуаЗье". Есть тут что–то и от пэра, и от рантье. И уж точно и мысли не возникает о цифровых платформах, которые позволяют владельцам одних ПВЗ занижать оценки качества работы других ПВЗ или заказывать в них доставку сотни мешков удобрений общей массой чуть ли не под тонну. С тем, чтобы отвадить клиентов.

Не мешайте пианисту

Так или иначе, результат активного сопротивления маркетплейсов угрозе регулирования отрасли проявился на ПМЭФ и без новых слов.
То выступит директор департамента цифровой трансформации и координации бюджетных расходов Минцифры РФ с тезисом о том, что никаких новых законов, регулирующих деятельность маркетплейсов, не нужно. Пусть "бизнес сам протаптывает тропинки". Да и на следующий день после принятия закона найдут, как его обходить. То повиснет в воздухе реплика руководителя адвокатского бюро о том, что самой острой темой является агрессивное поведение маркетплейсов во взаимоотношениях с селлерами и иными контрагентами, в том числе в части условий предоставления тех самых финтехуслуг, о качестве которых они так спорят с банками.
Вместе с тем очень важная мысль прозвучала на сессии "Как цифровые платформы и экосистемы трансформируют экономику". Повторив, что Озон–банк имеет право на существование и отвечает всем требованиям регулятора, первый заместитель председателя ЦБ РФ Владимир Чистюхин стал практически единственным, кто заметил, что раз уж маркетплейсы считают себя представителями цифровой экономики, то они должны проводить открытую информационную политику. И постоянно раскрывать общественности подробности своей операционной работы. Именно подробных ответов на вопросы о корпоративных практиках работы с партнёрами и, например, чётких и содержательных отчётов о выплатах бизнесменам, чьи товары сгорели на незастрахованном мегаскладе, ждут и СМИ, и бизнес–сообщество страны. А не пустых отписок и игры красивыми словами и замысловатыми определениями.