Сервисы доставки всё больше ценят за быстроту. А кто платит за скорость? Выгодно ли ретейлерам выдавать транспортные средства курьерам и чинить их?
Для крупных городов большое количество курьеров на дорогах — давно норма. Отличить их часто легко по одежде с логотипом компании и фирменной сумке, а также по средствам передвижения (автомобилям с наклейками, велосипедам, самокатам, электробайкам). Не секрет, что при активном использовании средства передвижения быстро приходят в негодность. "ДП" узнал у бизнеса, дорого ли обходится амортизация.
Люби и самокат возить
Пожалуй, в Петербурге уже не осталось жителей, которые ни разу не заказывали бы доставку продуктов или готовой еды. Компании активно включились в эту игру и сегодня конкурируют друг с другом в том числе по скорости и выгодности развоза заказов покупателям. Сегодня большинство крупных торговых сетей обеспечивают доставку продуктов в течение часа, при этом в крупных городах растёт доля магазинов, где сроки доставки уже сокращаются до 30–40 минут, и в этом важную роль играют микромобильная доставка и автодоставка. Крупные ретейлеры применяют гибкий подход, приглашая к работе авто– и велокурьеров с собственным транспортом, но также обеспечивая часть доставки корпоративными автомобилями.
Чтобы обеспечивать этот процесс, компании выделяют курьерам корпоративный транспорт, эксперты называют этот элемент обязательным для развития ретейлеров и служб доставки. Как отмечает старший аналитик направления логистики Data Insight Сергей Семко, оснащение средствами передвижения вводилось изначально, чтобы привлечь людей на работу, поскольку не каждый готов для этих целей использовать личный транспорт.
"Да и зарплату курьеру на корпоративном транспорте можно платить меньшую, ведь если он использует свой, то хочет компенсации за износ. В целом мало людей готовы ездить на личных средствах передвижения в корпоративных целях. В условиях кадрового голода и роста требований работников к нанимателю это очень важный аспект. Кроме того, большим операторам доставки важно поддерживать единый фирменный стиль для большей узнаваемости и привлекательности для покупателей, — говорит он. — С другой стороны, игроки eGrocery до сих пор приносят своим владельцам в основном лишь убытки и рассчитать, какой в этих убытках вклад СИМ (средств индивидуальной мобильности), непросто".
Как отмечает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев, сейчас микромобильный сегмент доставки продуктов растёт особенно бурно — на 30–40% в год.
Изучение предложения на маркетплейсах показывает, что стоимость электросамоката на сегодняшний день составляет порядка 25–30 тыс. рублей, электровелосипеда — примерно 50–60 тыс. рублей. В сумме затраты на приобретение таких средств передвижения выливаются бизнесу в копеечку (и это если не говорить о тех, кто покупает или предоставляет сотрудникам в пользование автомобиль). Сам труд специалистов тоже сегодня оплачивается достаточно высоко.
Как рассказала директор hh.ru в СЗФО Юлия Сахарова, по итогам июня петербургские работодатели из самых разных сфер разместили более 2,5 тыс. вакансий для курьеров. Это на 149% больше, чем в мае этого года, а также на 108% больше, чем в июне 2023–го. "Ретейлеры за это же время разместили порядка 500 новых вакансий (+39% к маю и + 51% в годовом выражении). В целом на курьеров приходится порядка 16% вакансий от всего объёма предложений о работе в ретейле за последний месяц в городе" — сообщила она.
Медианная предлагаемая зарплата для курьеров в городе в сфере торговли держится на уровне 118 тыс. рублей, что превышает прошлогодние показатели на 14,8 тыс. рублей. Итого к величине оплаты труда курьера можно прибавить стоимость самоката или велосипеда и получить примерную цифру (разовые затраты) — как часто транспорт будет ломаться, предугадать нельзя, но с большой вероятностью на это можно откладывать ещё порядка схожей суммы на компанию в месяц, учитывая, что курьеров много и ездят они ежедневно.
Крутись как хочешь
У участников рынка ретейла подход к обеспечению работников средствами передвижения разнится. В пресс–службе "Азбуки вкуса", например, рассказали, что их доставщики чаще передвигаются на электровелосипедах, которыми их снабжает компания, в планах также дать возможность использовать уличные самокаты сервисов кикшеринга (в этом случае стоимость будет зависеть от тарифа и времени, проведённого в дороге).
"Ремонтом и обслуживанием транспортных средств занимаются наши партнёры. Правильная эксплуатация и своевременное обслуживание позволяют пользоваться транспортом долго, чинить средства приходится редко. Мы используем все опции доставки, включая курьеров на своих транспортных средствах. Все расходы на доставку, в том числе амортизация, оплачиваются", — поделились там и добавили, что используют семь точек в Петербурге для отгрузки заказов, среднее время доставки составляет 40 минут.
Директор операционной платформы "Купера" (бывший "СберМаркет") Айдар Исхаков говорит, что в его компании курьеры доставляют заказы с помощью своих или арендованных транспортных средств. В Петербурге большая часть таких сотрудников передвигается на велосипедах и электровелосипедах — 49%, на автомобиле — 36% или пешком — 15%. Такое распределение в общем закономерно, потому что сегодня один из главных приоритетов доставки — скорость. "В рамках расширенной программы привилегий, которая существует уже несколько лет, курьеры могут воспользоваться скидками на аренду и обслуживание транспорта. В некоторых случаях часть затрат субсидируется. Перед началом сотрудничества мы рассказываем о правилах безопасного перемещения на улице, в том числе предупреждаем о всех вводимых изменениях", — поделился он.
Гонка за покупателем
В "О’Кее" сотрудники доставки чаще всего развозят заказы на автомобилях. При этом ретейлер пользуется услугами компаний, которые обеспечивают логистику, в том числе транспортные средства. Обслуживанием и ремонтом их занимается компания, оказывающая услуги по доставке заказов. Кстати, у многих участников рынка есть и пешие курьеры. Комбинация "пешеходов" и "самокатчиков" решает задачи доставки и экономии лучше, чем только "самокатчики" или только пешие. "Обычно они обслуживают ограниченный по количеству ассортимент, а для покупок из гипермаркета, где заказы по объёму больше, всё же удобнее использовать автомобили", — считает директор по электронной коммерции "О’Кея" Елена Ременникова.
Как ранее писал "ДП", петербургские депутаты нацелились ужесточить требования к службам доставки, чьи курьеры передвигаются по городу на СИМ, поскольку они часто нарушают правила дорожного движения из–за спешки. Часто доход курьера зависит от того, сколько заказов он доставил, поэтому в его интересах добираться до адресатов быстрее. По мнению некоторых экспертов, в доставке сегодня главное не столько скорость в часах или минутах, сколько соответствие заявленного времени получения клиентом заказа реальному.
"В действие может вступать такой фактор — сколько заказов доставит курьер за одинаковое время. Если на самокате он развезёт три–пять заказов за час, а пешком его коллега только один–два, то служба доставки с корпоративным транспортом будет более эффективна экономически. Поэтому, скажем, запрет на СИМ в мегаполисах может поставить крест на доставке еды и готовых блюд — экономика не срастётся", — полагает Сергей Семко из Data Insight.
По данным InfoLine, в I квартале 2024 года доля онлайн–канала в общем объёме розничных продаж продуктов питания и напитков выросла год к году с 3,9 до 5,2% в целом по России. На рост оказывают влияние сильнейшие игроки: X5 Group, "Магнит", "Лента", "ВкусВилл", которые инвестируют в развитие собственных онлайн–магазинов и планируют привлечь омниканальный трафик. В то же время эксперты считают, что по итогам 2024 года FMCG–ретейлеры, предлагающие экспресс–доставку, нарастят продажи на 84,8% (в 2023–м их динамика составила 52,2%), а сервисы доставки замедлят развитие с 41,1 (2023 год) до 38,6%.