Сиквелы берут кассу: какие мультфильмы оказывались суперуспешными в прокате

Автор фото: kinopoisk.ru

На фоне кассового успеха продолжения мультфильма "Головоломка" "ДП" рассказывает о предыдущих лидерах анимационного проката.

Долгожданное продолжение "Головоломки", 9 лет назад ошеломившей и очаровавшей едва ли не всех, вышло в мировой прокат 14 июня. Новая "Головоломка" продолжает рассказывать о девочке Райли, теперь находящейся в пубертате и переживающей весь полагающийся спектр эмоций и чувств. Меньше чем за месяц новый анимационный проект студии Pixar собрал больше $1,2 млрд долларов. Какие ещё мультфильмы получали большую кассу?

Львы, рыбки и зелёные чудовища

Анимационные проекты, собирающие колоссальные деньги, а именно — перешагнувшие планку 1 млрд долларов, появились всего каких–то 7–8 лет назад. Первым мультфильмом, максимально близко подошедшим к этой отметке, но всё–таки не переступившим её, стал "Король Лев". В 1994 году история взросления юного Симбы и борьбы за власть смогла собрать в мировом прокате $968 483 777. Этот рекорд не смогли превзойти ни история о потерявшейся маленькой рыбке ("В поисках Немо", 2003; $949 727 261), ни сиквел "Шрека", в котором добродушный зелёный огр становится объектом королевских интриг (2004, $923 075 336), и в итоге он продержался до конца первого десятилетия нового века.
Первым же мультфильмом, сумевшим перейти на следующий уровень, стал триквел технологического чуда под названием "История игрушек", придуманная и снятая на студии Pixar, которая только и делает что снимает хит за хитом, а остальные пытаются за ней угнаться. Центральными героями первой части сделали эгоистичного (но в конце концов перевоспитавшегося) ковбоя Вуди и добродушного астронавта Базза Лайтера.
Вышедший в 1995–м фильм собрал кучу наград и номинаций, восторгов критиков и зрителей, которые с нетерпением стали ждать продолжения. В 1999–м вышел сиквел, но добраться до уровня в миллиард долларов и даже немного превзойти его смогла третья часть "игрушечной" серии, вышедшая спустя 11 лет — в 2010–м. К уже известным персонажам добавили новых, и центральным сюжетом стал жёсткий конфликт Вуди и его друзей со злым плюшевым медведем и его подельниками, правящими игрушечными обитателями детсадика с милым названием "Солнышко". Сделанная в более мрачных тонах "История игрушек: Большой побег" удивила сменившейся интонацией, не слишком детским сюжетом и… наконец взяла высоту, которая никак не давалась предшественникам, став первым в истории мультфильмом, собравшим в прокате больше 1 млрд долларов.

Новые времена — новые сюжеты

Во втором десятилетии этого века студии продолжили соревноваться. Однажды обозначенный уровень бокс–офиса вызывал несомненное желание превосходить его снова и снова. Но ни приключения забывчивой рыбки–хирурга, ищущей пропавших папу и маму ("В поисках Дори", 2016; $1 028 570 889), ни смешная и злободневная история перипетий энергичной крольчихи Джуди Хопс, новобранца столичной полиции ("Зверополис", 2016; $1 023 784 195), ни третья часть про экс–злодея Грю, успешно борющегося с другим злодеем, решившим украсть самый большой бриллиант в мире ("Гадкий я — 3", 2017; $1 034 799 409), не сумели обойти ковбоя Вуди. Это удалось авторам "Холодного сердца" (2013) — Дженнифер Ли, Крису Баку и Шэйн Моррис.
Известный сказочный сюжет про заколдованную принцессу сценаристка Дженнифер Ли пересобрала и актуализировала, создав по сути новую ролевую модель для девочек всего мира. А результатом стал невиданный прежде мировой кассовый сбор $1 289 880 520. Продолжение старой истории на новый лад вышло спустя 6 лет и смогло принести своим создателям ещё большую сумму — $1 450 026 933. Обойти принцесс Эльзу и Анну с их друзьями — снеговиком Олафом и ледорубом Гроффом — смог мультфильм, снятый на сюжет, основательно проверенный временем и пользующийся безусловной зрительской любовью. Ремейк "Короля Льва" вышел в том же году, что и сиквел "Холодного сердца", став самым кассовым мюзиклом ($1 663 075 401) и самым кассовым полнометражным анимационным фильмом в истории.

Фольклор, былины, сказки

А что же отечественные мультипликаторы? Похвастаться миллиардными долларовыми сборами наши студии не могут, конечно, а вот в рублях их касса уже выглядят внушительно. Правда, выигрывают в сборах проекты, выходящие в рамках одной, другой или третьей франшизы, использующей известных былинных и сказочных героев, но действующих в обновлённых и местами осовремененных сюжетах.
Фильмом, положившим начало на сегодня самой долгоиграющей отечественной анимационной серии — про трёх богатырей, стал "Алёша Попович и Тугарин Змей" (2004). Затем вышли сольники про Добрыню Никитича ("Добрыня Никитич и Змей Горыныч", 2006) и Илью Муромца ("Илья Муромец и Соловей–Разбойник", 2007). Четвёртым и, казалось бы, финальным проектом должен был стать кроссовер, где богатыри наконец–то собрались вместе. Но создатели решили не останавливаться на достигнутом и принялись снимать и снимать дальше: теперь из фильма в фильм Попович, Никитич и Муромец переживали приключения и проходили через всевозможные испытания исключительно втроём. Последняя на сегодня и 13–я по счёту часть под названием "Три богатыря. Ни дня без подвига" вышла в прокат 20 июня.
Самым же успешным стал фильм "Три богатыря и Пуп Земли" (1,3 млрд рублей), чей релиз состоялся 28 декабря 2023 года. Совокупные сборы богатырской франшизы составили 7 млрд рублей.
Второй франшизой, сумевшей завладеть вниманием зрителей и критиков, стал анимационный сериал про Ивана–царевича и его верного друга Серого Волка. Студия "Мельница", создавшая трёх богатырей, не отказала себе в удовольствии вновь обратиться к русскому фольклору и снова выиграла. Правда, всего раз: первый фильм, давший название всей серии, вышел в 2011–м и собрал 788 млн рублей. Следующие четыре части эту планку преодолеть не сумели, но впятером собрали 3,2 млрд рублей.
Третьей успешной анимационной франшизой стала современная история про Снежную королеву. Пять фильмов, снятых и выпущенных с 2012–го по 2023–й, смогли принести в кассу 6,2 млрд рублей, причём существенную часть сбора составил зарубежный прокат. Что для отечественной 3D–анимации безусловный успех.
Будут ли появляться новые герои и придумываться новые сюжеты в зарубежной полнометражной анимации — несомненно. В отечественной же анимации — всё больше неопределённость, а также обещание выпустить очередное продолжение продолжения аккурат под Новый год и снять сериал.