Своё не наливают: отечественные винодельни не смогли найти покупателей

Автор фото: ТАСС

Российские виноделы наращивают объёмы производства, но рестораны неохотно берут их продукцию, магазины же предпочитают более дешёвый импорт.

Российские производители вин сталкиваются с нежеланием ресторанов, ретейлеров и дистрибьюторов закупать их продукцию из–за того, что новые отечественные бренды плохо известны широкому потребителю. Склады многих виноделен полностью заполнены продукцией, продавать её некому, рассказала 23 июля руководитель направления по развитию партнёрских отношений проекта "Винный гид России" Роскачества Евгения Атаманова.
"Одна из серьёзных проблем отрасли сегодня — загруженность складов и отсутствие мест реализации. Российские вина не продаются в ресторанах: их не берёт сегмент HoReCa, ссылаясь на то, что отечественные марки никто не заказывает. В процессе аудита мы видим у производителей на складах огромное количество вина, которое им негде реализовать", — сообщила Евгения Атаманова на стратегической панели "Российский рынок виноделия в изменившемся мире", которая состоялась в рамках выставки "Виноиндустрия–2024".
По её словам, есть планы реформировать этот сегмент, введя ГОСТ для винной карты российских ресторанов и кафе так, чтобы до 50% в ней было представлено отечественными брендами. "Изначально планировалось ввести этот ГОСТ в сентябре. Но рестораторы ожесточённо сопротивляются", — уточнила Евгения Атаманова в разговоре с "ДП".
Схожая ситуация — с нежеланием закупать российскую продукцию — во многом сложилась и в ретейле, отметила она. Тем же производителям, кто смог пробиться на полки магазинов, приходится конкурировать в одном ценовом сегменте с винами из–за рубежа, а также с более дешёвым импортным виноматериалом.
Это подтверждают и другие игроки рынка. Так, на заключение договора о дистрибуции в другом регионе может уйти до года, в том числе потому, что дистрибьюторы опасаются закупать новые и пока неизвестные бренды, рассказал "ДП" совладелец семейной винодельни Two Peters из Крыма Пётр Щука. "Получается, что раньше российского потребителя учили пить европейские вина, теперь — отечественные", — говорит он.
Некоторым новым брендам удалось найти место в сегменте HoReCa. Правда, пока только на региональном рынке. Например, три ресторана Ставрополья включили в свои винные карты продукцию местной семейной винодельни Михаила Колесникова, рассказала "ДП" совладелица компании Татьяна Колесникова.
"Рестораны сами стали искать нас, потому что продукцию спрашивали посетители", — поделилась она. По словам предпринимательницы, отгрузочная цена составляет 1200 рублей за бутылку белого вина и 1400 — красного. При этом в остальные регионы, в том числе в Петербург, винодельня по–прежнему отправляет продукцию по индивидуальным заказам через грузовую компанию.
В свою очередь крупные предприятия заинтересованы в больших отгрузках и работают в первую очередь с федеральными ретейлерами. Например, Дербентский завод игристых вин (ДЗИВ) давно сотрудничает с сетью "Магнит". "Рестораны, вероятно, закупают продукцию уже у дистрибьюторов", — сказал представитель предприятия на стенде ДЗИВ в рамках выставки.
Розлив тихих и игристых вин на территории России из импортных материалов сегодня запрещён. Но распространена практика импорта дешёвых виноматериалов из Европы. Ориентируясь на низкую закупочную цену (например, 1 евро за литр), ретейлеры не обращают внимания на характеристики продукции, говорят виноделы. Российские же производители производят вино на основе сырья из собственных виноградников.
"Сделать вино стоимостью 1 евро за литр сложно. Думаю, что если вы видите на полке импортное вино за 300 рублей, стоит задать себе не один вопрос", — отметил совладелец и главный винодел крестьянско–фермерского хозяйства "Вивандьер" из Крыма Патрис Ле Ланн. По его мнению, нужно информировать потребителей о качестве, характеристиках и брендах современных российских вин. "Люди, которые раньше пили хорошие импортные вина, — вот наш основной клиент", — подчёркивает Патрис Ле Ланн.
Сегодня в отрасли малые хозяйства иногда звучат громче крупных, и это позитивный тренд, ведь величие "винодельческих стран" складывается именно из малых игроков и винных домов. Многие из них продают продукцию через собственные телеграмм–каналы или условные маркетплейсы, когда пользователь может ознакомиться с витриной и забрать вино в пункте выдачи, рассказала руководитель проекта Vino.ru Дарья Орлова.
"Мы верим, что это будет развиваться. Но пока сталкиваемся с тем, что запросов о русском вине в интернете около 2–3 тыс. против 2–3 млн о винах других стран", — отметила она.
Российские власти намерены и дальше поддерживать отрасль. Ставки ввозных таможенных пошлин для вина из недружественных стран планируется повысить до 25% (но не менее чем $1,5 с литра). Это значит, что импортное вино, которое сейчас стоит 400–500 рублей за бутылку, не сможет сохранить эту цену, сказал заместитель генерального директора винодельни "Кубань–Вино" Евгений Емельянов.
По его словам, рассматривается и второй этап повышения пошлин: до $2 с литра и включение в перечень Грузии. Эти действия, с одной стороны, хорошо скажутся на бизнесе российских производителей, но одновременно с этим станут вызовом для отечественного виноделия. "Объём вина, который уйдёт с рынка, мы должны будем заместить и предложить людям такое же по качеству и адекватное по цене. Если мы этого не сделаем, российское виноделие ждёт провал", — отметил Евгений Емельянов.