Успеть за 30 минут: каким стал рынок доставки еды в Петербурге и стране

В Петербурге запустили "Ultima Guide" по ресторанам от "Яндекс.Еды"
Автор фото: ТАСС
Доставка еды

По каким критериям сейчас выбирают ресторан, сколько едет курьер, какая целевая аудитория служб доставки и что такое Ultima Guide, рассказали участники конференции "Тема еды" в Петербурге. Подробнее о главных трендах — в материале "Делового Петербурга".

В Петербурге с 22 по 27 июля проходит Saint Petersburg Coctail Week — "самое значимое событие в барной индустрии России", по словам организаторов. В их числе — команда El Copitas Bar во главе с Игорем Зерновым, Артёмом Перуком, Николаем Киселёвым и Софьей Лапиной.
В рамках фестиваля с 22 по 25 июля состоялась также ресторанная конференция "Тема Еды", подготовленная командой "Яндекс.Еды". Заключительный день мероприятия был посвящён теме "Ресторан глазами гостя".
Эксперты рассказали о трендах в ресторанном бизнесе и доставке еды в 2024 году, поделились статистикой и дали несколько советов владельцам заведений.

Доставка еды: кто и сколько покупает

Рынок доставки готовой еды с каждым годом растёт. В феврале 2024 года службы выполнили около 58,4 млн заказов, что на 36% больше, чем в том же месяце прошлого года.
По прогнозу "Яндекс.Еды" объем российского рынка доставки должен будет увеличиться до 600 млрд рублей на конец текущего года.
Согласно исследованию, за последние 3 месяца число посетителей ресторанов офлайн (58%) почти сравнялось с количеством людей, выбирающих сервисы доставки (52%), что также говорит о востребованности услуг.
Основной аудиторией таких сервисов является молодежь до 35 лет — это около 71%. За 2 года число клиентов "Яндекс.Еды" от 18 до 24 лет выросло на 36%. Особенным трендом для молодежи стал фастфуд.

Где и почему заказывают еду домой

Опрос пользователей сервиса за октябрь 2023 года показал, что большинство людей выбирают для досуга поход в ресторан не менее одного раза в месяц. Самыми частыми поводами для посещения являются встречи с друзьями и семьей, а также праздники и памятные даты.
При выборе ресторана потенциальные гости в основном руководствуются советами родственников или знакомых, рейтингами в картах или навигаторе, подборками мест на специальных площадках или сайтах служб доставки. Поэтому отзывы других посетителей могут повлиять на решение клиента прийти в заведение. Чаще всего посетители делятся своей реакцией на ресторан в случае позитивного опыта: качественного обслуживания или необычной подачи.
Многие пишут в отзывах о "фишках" заведения, мастер-классах или конкурсах. Спикер конференции Евгения Кручинина — директор по стратегическому маркетингу и развитию в ресторанной компании "Поляна" — посоветовала владельцам заведений использовать различные рекламные носители, чтобы рассказывать гостям о подобных мероприятиях или акциях.
В некоторых заведениях распространением информации о такого рода проектах занимаются официанты или хостес. Однако, по словам эксперта, это не всегда эффективно.
"В большей степени у ребят не хватает ни сил, ни эмоций для того, чтобы рассказать про какие-то ваши новинки, которые вы долго и упорно разрабатывали", — рассказала Евгения Кручинина.
Такое бывает из-за дефицита кадров и, как следствие, большой нагрузки на работников.
Также больше внимания получают заведения с опубликованным в открытом доступе меню, так как будущий клиент может заранее ознакомиться со списком подаваемых блюд, а изменения списка блюд и напитков никогда не остаются незамеченными. Эксперт пояснила: "Каждый год нужно обновлять и барную карту, и карту кухни. Минимум на 20%".
Еще одним важным фактором при выборе места для досуга является локация ресторана. Интерес представляют заведения, находящиеся близко к дому посетителя или месту сбора гостей.

Гид и правила "Еды"

Выбирая обед "онлайн", около 45% пользователей "Яндекс.Еды" отмечают важность скорости доставки при выборе нового ресторана.
В среднем курьер привозит блюдо за 30 минут, что сейчас является оптимальной цифрой. Вероятность повторного заказа увеличивается, если первый заказ был доставлен менее чем за полчаса.
Также каждый четвёртый заказ в приложении делается с применением промокода или скидки. Пользователи смотрят на ценовую политику заведения и наличие акций, чтобы сэкономить деньги.
Что касается выбора конкретного блюда, на его качество и вкус обращает внимание большинство клиентов. Важнейшим являются также фотографии, состав и полнота описания.
Руководитель службы ресторанных продуктов и интеграций в "Яндекс.Еде" Динара Галеева дала несколько советов для пользователей приложением, имеющих собственную карточку ресторана.
Если блюдо состоит из нескольких частей или позиций, необходимо указать это в описании, а для комбо и сетов можно добавить модификаторы: выбор размера, добавок, степени прожарки. Иногда это позволяет увеличить размер чека.
20% пользователей заказывают продукты из поиска, поэтому название блюда должно быть простым и понятным. Это нужно и для того, чтобы оно отображалось по запросу. Необходимо также указывать все доступные теги кухонь. Из них собираются фильтры.
Большинство клиентов смотрит на рейтинг заведения, который состоит из оценок пользователей и статистики отмены. "Индекс качества" включает в себя информацию о доле некорректных заказов и количестве жалоб.
Ultima Guide по ресторанам от "Яндекс.Еды"
Автор: ДП
Выполняющие все требования и соответствующие параметрам заведения могут попасть в путеводитель "Ultima Guide" от "Яндекс.Еды".
"Это технологичный гид, который создавался в несколько этапов. Сначала мы выбрали наиболее популярные рестораны: по отзывам, по поездкам в такси, по поискам в картах. Дальше мы опрашивали пользователей, просили их выбрать те рестораны, которые им правда нравятся среди отобранных. Помимо пользовательского голосования было голосование экспертное. На основе этапов мы выбирали в нескольких городах 50 лучших ресторанов", — рассказала Динара Галеева.
Ultima Guide по ресторанам от "Яндекс.Еды"
Автор: ДП
Петербург стал вторым городом после столицы, для которого был составлен такой гид.
Ultima Guide от "Яндекс.Еды"
Автор: ДП
Между тем далеко не все сервисы доставки готовой еды "покрывают" Петербург целиком. Многие небольшие игроки занимают нишу в одном или нескольких районах города или Ленинградской области. И расширять зону покрытия на весь мегаполис в их планы не входит. "ДП" узнал, можно ли твёрдо укрепить позиции на части регионального рынка и при этом не проиграть большому конкуренту.
При этом важно не только кто доставляет, но и куда доставляют еду. По данным опроса Starwind, за последние 2 года более 28% россиян стали посещать свои загородные участки круглый год: как в летний, так и в зимний период. Этому поспособствовали рост популярности дачного образа жизни и распространение удалённого или гибридного формата работы. При этом люди хотят и на даче пользоваться всеми благами цивилизации. В том числе и доставкой продуктов или готовых блюд — неотъемлемым признаком современного образа жизни. Подробнее — в материале "Делового Петербурга".