За последние 10 лет стоимость инвестиционного вина показала рост 146%, говорится в отчёте Knight Frank. Эксперты подтверждают: интерес к таким альтернативным "инвестициям для души" (investments of passion) постоянно повышается. В том числе в России, где винная культура переживает ренессанс: активно развиваются винодельческий сектор, сфера просвещения и сервисы для ценителей. О нюансах инвестиций в этот сегмент "ДП" рассказала директор по стратегическому развитию b2c Simple Group Елена Царёва.
Насколько сегодня в нашей стране высок интерес к вину как объекту инвестирования?
— В России этот интерес развивается давно, однако именно к российскому продукту он стал активно расти лишь в последние годы. Сегодня есть несколько отечественных виноделен, предлагающих премиальные позиции, востребованные у коллекционеров. Также появляются новые хозяйства с большим потенциалом, а существовавшие давно — совершенствуются с учётом трендов, которые в мире вина постоянно меняются.
Винодельческая отрасль в нашей стране ещё достаточно молода. Однако нет сомнений в том, что она будет интенсивно развиваться в ближайшие годы, и, на мой взгляд, начать инвестировать в российское виноделие уже сейчас — значит заявить о себе как о визионере. Российское вино и всё, что с ним связано, — прямо сейчас один из ключевых трендов в нашей стране.
Елена Царёва, директор по стратегическому развитию b2c Simple Group
Определение "инвестиции для души" о многом говорит — но вряд ли даже в таком направлении всё решает лишь эмоциональный аспект.
— Действительно, нередко вдохновением для создания коллекции служат любовь к вину и связанная с ним философия. У изысканного продукта всегда есть своя невероятно интересная история. А уже затем приходит понимание, что такое вино к тому же является выгодным объектом инвестирования. Забегая вперёд, скажу, что системная коллекция в данном случае будет более эффективным решением.
Консервативный путь чаще предполагает инвестиции в продукцию хозяйств, давно зарекомендовавших себя на рынке. Но есть и более рискованные стратегии — например, выбор молодых, но ярких виноделен. Нередко инвесторы совмещают оба подхода. Здесь важно учитывать вкусовые предпочтения, глубоко изучить продукт, следить за рынком, трендами и помнить, что винный портфель должен быть сбалансированным, предполагающим увеличение доходности.
Каковы первые шаги в составлении коллекции?
— Всё начинается с выбора темы, она должна захватывать коллекционера, быть интересной ему лично и актуальной. Так, вы можете собирать вертикальную коллекцию определённого кюве или, наоборот, разные вина конкретного винтажа (года урожая. — Ред.), обратить внимание на одно именитое хозяйство или исследовать целый винодельческий регион. Затем важно понять объём инвестиций: сколько вы готовы вкладывать в вино? Необходимо также решить, как и где вы разместите коллекцию, — грамотная организация хранения очень важна и напрямую влияет на то, как будет развиваться вино. При этом, когда мы говорим о вине с потенциалом, речь идёт про эксклюзивные позиции, поиск которых требует знаний.
Разобраться с этими и другими нюансами помогают эксперты. Благодаря своему опыту и наработанной годами интуиции они находят для своих клиентов знаковые винтажи, которые порой можно отыскать только в личных резервах виноделов. Не так давно мы запустили специальное приложение, чтобы наши клиенты могли находить и приобретать ценные вина онлайн.
Готов ли российский рынок уже сейчас предложить вино с хорошим инвестиционным потенциалом?
— Пока о таком продукте говорить рано. Но перед винодельческой отраслью открыты большие перспективы, и я уверена, что через определённое время в России научатся делать вина с колоссальным потенциалом выдержки. Эксперты дают разные прогнозы по поводу того, когда именно мы получим отечественный продукт такого уровня. Одни уверены, что это случится в течение 10 лет. Я склоняюсь к тому, что процесс займёт не одно десятилетие. Однако уже сегодня результаты игроков отрасли впечатляют.
Так, прошлым летом издательство Simple Wine News организовало 100-дневную экспедицию по всем винодельческим регионам страны: группа независимых экспертов проводила дегустации прямо в хозяйствах. По результатам грандиозной поездки был составлен ТОП-100 лучших российских вин. Известно, что нашлись ценители, которые уже собрали всю сотню позиций в коллекцию.
Актуальность темы подтвердила и серия онлайн-вебинаров с владельцами топовых хозяйств, которую недавно провела команда SimplePrivé. В прямом эфире мы общались с руководителем проекта "Галицкий и Галицкий" Алексеем Толстым, владельцем хозяйства "Шумринка" Александром Кислицыным, а также создателем семейного хозяйства "Имение "Сикоры" Александром Сикорским. Зрителей интересовало всё: вопросы бизнеса и инвестиций, потенциал индустрии, текущая ситуация, проблемы в российском виноделии.
Кстати, что, на ваш взгляд, тормозит развитие сегмента инвестиционных вин в России?
— Здесь есть несколько основных проблем, объединю их в большие блоки. Первая — законодательная база. Впрочем, сегодня этой теме посвящены многие встречи представителей отрасли, форумы. Вторая — создание сопутствующей инфраструктуры. Так, например, сегодня появляются актуальные технологические решения, инструменты. Буквально на ПМЭФ-2024 представили выпуск гибридных цифровых прав виноделен. При этом сегодня довольно остро стоит вопрос хранения. У многих виноделен в стране нет ресурсов, чтобы создать условия для доведения вина до зрелости. Точно так же не у всех коллекционеров есть возможность правильно хранить вино — а это очень важный нюанс, определяющий доходность вложений. К слову, некоторые хозяйства предлагают такую услугу частным лицам. Многие специалисты уверены, что условия для развития всего рынка начнут активно формироваться в момент, когда будет создана законодательная база. Ну и, конечно, должна быть оценка винных критиков, система рекомендаций, в том числе как ориентир при заключении сделок — это тоже немаловажно для формирования рынка инвестиций в вино. Но как раз квалифицированные эксперты в России есть.
К слову об экспертизе: какие услуги, по вашей оценке, пользуются повышенным спросом у коллекционеров?
— Появляется всё больше увлечённых ценителей, которые хотят расти и развиваться в этой сфере. Таким клиентам зачастую интересны труднодоступные вина, индивидуальные эногастрономические туры с посещением хозяйств, обычно закрытых для туристов. Нередки запросы на аудит винного погреба и приобретение продукции по системе En Primeur. С развитием рынка расширяется и спектр возможностей, которые мы готовы предложить потребителю. Но неизменным остаётся сопровождение клиента: в этом сегменте у каждого клиента есть персональный менеджер-сомелье. И, например, в нашем сервисе SimplePrivé мы уделяем особое внимание постоянному повышению квалификации таких специалистов.
Вступаете ли вы в коллаборации с культурными институциями?
— Разумеется, у отрасли очень глубокая связь с искусством, и мы стремимся поддерживать и развивать её. Мы работаем с выдающимися музеями и концертными залами страны, приглашаем клиентов на закрытые показы, выставки и музыкальные вечера. Мы очень гордимся партнёрством с Государственным Эрмитажем и Большим театром. Кроме того, ежегодно под эгидой Simple Group проходит благотворительный ужин: во время мероприятия гости участвуют в винном аукционе, а все вырученные средства направляются в фонд "Линия жизни". В 2023 году мы собрали рекордные 42 млн рублей. Идейным вдохновителем этого проекта стал президент группы и посол белого трюфеля Максим Каширин.
В 2024-м компания празднует 30-летие — и громких коллабораций, конечно, тоже будет не избежать. Даже достигнув отличных результатов, наша команда продолжает генерировать идеи — нам интересно работать только так, в постоянном движении.