Квартиры без доделки: застройщиков защитят от претензий покупателей

Госдума снизила минимальный гарантийный срок квартир от застройщика
Автор фото: ТАСС

После окончания "золотой эпохи" льготной ипотеки застройщикам приготовили утешительный приз от властей — закон, который в разы снизит размер взысканий за некачественные квартиры.

На прошлой неделе Госдума приняла и направила в Совет Федерации законопроект с поправками в 214–ФЗ (об участии в долевом строительстве многоквартирных домов).
Он "призван обеспечить единообразный подход к определению размера и пределов ответственности по договору участия в долевом строительстве", — говорится в пояснительной записке. Другими словами, речь идёт о ситуациях, когда у дольщика возникают претензии к застройщику.
Среди авторов — депутаты от "Единой России", двое сенаторов. Как минимум один из них — первый заместитель главы комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Роман Лябихов — слушал предложения участников рынка в феврале на Российской строительной неделе.
Проблема, которую призван урегулировать законопроект, достаточно стара. В среде девелоперов она известна как потребительский экстремизм — это ситуация, когда дольщик выискивает недостатки в новой квартире, с тем чтобы взыскать с застройщика максимально возможные компенсации.
Известны случаи, когда такие компенсации превышали цену самой квартиры.
По данным судебного департамента ВС РФ, споры, касающиеся участия граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, велись в 2023 году по всей стране на общую сумму 26,3 млрд рублей.
При этом суды общей юрисдикции удовлетворили претензии на 5,7 млрд.
Это деньги, которые зарабатывают не только дольщики, но и специалисты по приёмке квартир, а также юристы, выстроившие свой бизнес на претензиях к застройщикам. В регионах известны случаи, когда в только что сданной новостройке по всем почтовым ящикам разбросали листовки с предложением взыскать деньги с застройщика.
Девелоперы не остаются в долгу, отказываясь впускать на приёмку квартир "посторонних лиц", такие примеры были уже в Петербурге.
Чтобы добиться максимальных выплат, дольщики используют сразу два закона — о долевом участии (214–ФЗ) и о защите прав потребителей. В данный момент это общая практика, первый закон содержит прямые отсылки на второй. Обычно в иск включают стоимость расходов на устранение недостатков в квартире, неустойку в размере от 1 до 3% от суммы устранения недостатков за каждый день просрочки, штраф в размере 50% от суммы иска, компенсацию за морально–нравственные страдания, а также расходы на проведение экспертизы, юриста, оплату госпошлины и т. д.
Нетрудно подсчитать, что за месяц с небольшим одна только неустойка может превысить стоимость ремонта.

Перемены с 1 сентября

Принятый Госдумой законопроект фактически лишает возможности истцов ссылаться на закон о защите прав потребителей и прописывает все санкции внутри 214–го закона. Так, например, неустойка за просрочку исполнения требований устанавливается в размере 1 / 150 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Сейчас ставка равна 18%, соответственно, начисляться будет по 0,12% в день.
Если же квартира приобретена в целях предпринимательской деятельности, то процент будет ещё меньше — 1 / 300 от ставки ЦБ (ровно такие же санкции в действующем законе предусмотрены за задержку передачи квартир дольщикам).
Кроме того, согласно законопроекту, общая сумма неустойки не должна превышать стоимости ремонта.
Штраф за неисполнение требований в добровольном порядке снижается с 50 до 5% от присуждённой суммы. Наконец, гарантийный срок, в течение которого дольщик может предъявить застройщику претензии по качеству квартиры, снижается с 5 до 3 лет.
Закон, в случае его подписания президентом, вступит в силу уже с 1 сентября этого года.

Интерес снизится

Данная инициатива — не первая попытка властей облегчить застройщикам споры с дольщиками. Так, в конце прошлого года правительство РФ выпустило постановление № 2380 "Об установлении особенностей передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства".
В нём регламентировались некоторые вопросы приёмки квартир. Но строительное сообщество документ не удовлетворил — целый ряд вопросов был оставлен на согласование сторон, а договориться сторонам удаётся далеко не всегда.
Кроме того, ещё в 2020 году правительство ввело мораторий на начисление неустоек за задержку передачи квартир дольщикам. Он завершился в июле прошлого года, но с 22 марта был снова введён — на этот раз до конца 2024 года.
Характерно, что очередные послабления для отрасли вводятся как раз по окончании действия программы льготной ипотеки, позволившей строителям удвоить цены за 4 года.
Новый законопроект застройщики приветствуют.
"Проблема последних лет была в том, что после сдачи каждого дома у дольщика разрывался телефон от звонков юристов, которые предлагали заработать на застройщике, — говорит генеральный директор агентства недвижимости “КВС” Анжелика Альшаева. — Насколько это помогало исправить недостатки? Нинасколько. Вопрос был только в зарабатывании денег. Новые поправки снизят остроту и переведут диалог в цивилизованное, рабочее русло, без шантажа и других инструментов".
Интерес к подобным делам со стороны "профессиональных юристов–вымогателей" снизится, соглашаются в пресс–службе "Группы ЛСР".
"Новый закон не исключает полностью применения закона о защите прав потребителей к отношениям по ДДУ (договорам долевого участия. — Ред.), но меры ответственности застройщика определяются теперь только 214–ФЗ и ДДУ", — отмечает старший юрист практики недвижимости и градостроительства Rightmark Group Вера Рябова. По её мнению, существенного снижения количества исков к застройщикам ожидать не стоит.
Необходимо отметить, что жалобы на качество квартир в Петербурге и Ленобласти не редкость, просто подавляющее большинство из них не доходит до суда. Обычно дольщики договариваются с застройщиком об устранении выявленных при приёмке недостатков.
"Самым действенным способом урегулирования споров были и остаются досудебные переговоры, — уверен директор по правовым вопросам ГК “А101” Павел Антонов. — По моим оценкам, в досудебном порядке удаётся решить 99% возникающих между застройщиками и дольщиками разногласий. Чаще всего и покупатель понимает, что у него претензии завышенные, и застройщик делает всё, чтобы не доводить дело до суда".
Те поправки, которые вступят в силу в случае принятия закона, направлены исключительно на одно — унифицировать законодательство, убрав двоякость прочтения двух законов: "О защите прав потребителей" и 214–ФЗ "О долевом строительстве". Теперь есть чёткое понимание правил, что должен сделать застройщик для устранения недостатков в сданной квартире в случае их наличия. До последнего времени ситуация была такова: после сдачи дома дольщикам звонили юристы и предлагали свои услуги. Как это влияло на сроки и качество устранения недостатков? Никак. Это влияло на обогащение таких юридических компаний, вот и всё.
Никита Стасишин
Заместитель Министра Строительства И Жилищно–Коммунального Хозяйства Рф
Уменьшение гарантийного срока, на мой взгляд, это ещё один вариант ухода застройщика от ответственности за производственные недостатки. Так как МКД строится не на год и даже не на пять лет, непонятно, для каких целей необходимо освобождать застройщика от ответственности за производственные недостатки и перекладывать на потребителей обязанность производить ремонт за свой счёт. Имеется судебная практика, которая свидетельствует, что часть производственных недостатков проявляется через несколько лет, и уменьшение срока может фактически привести к невозможности привлечь застройщика к исполнению гарантийных обязательств. Что касается того, отвечает ли застройщик за дом по истечении гарантийного срока, то это вопрос судебного разбирательства. На практике, если срок истёк, застройщик отказывает в гарантии и остаётся единственный вариант — это суд. Но как известно, суд — это далеко не гарантия, что права потребителей будут защищены. Не стоит забывать, что в отношениях дольщик — застройщик более сильной и защищённой стороной является именно застройщик, так как дольщик отдал деньги (а может, и оформил ипотеку) и просто ждёт и наблюдает за строительством. В случае выявления недостатков дольщику приходится доказывать их наличие, и чаще всего — в суде. Для этого ему необходимо понести расходы на экспертизу, на адвоката для правовой помощи и т. п. Эти расходы являются существенными. Кроме того, не стоит забывать, что суды в большинстве случаев снижают суммы штрафов, неустоек, морального вреда, расходов. Поэтому часто застройщику просто выгодно судиться с потребителем.
Анна Горбенко
Адвокат Коллегии Адвокатов "Юридический Центр “Лекс”", Эксперт Конкурса "Доверие потребителя"
Были случаи, и их немало, при которых покупатели, пользуясь нюансами применяемого законодательства, стремились к получению максимально возможной финансовой компенсации через суд. И это не тот случай, когда целью является устранение всех замечаний застройщиком, поскольку компенсация могла значительно превышать объёмы доделок в финансовом выражении. С учётом того, что большая часть покупателей стремится к тому, чтобы застройщик устранил все выявленные при приёмке замечания, для них, по сути, ничего не меняется. Не думаю, что это снизит качество строительства, поскольку мы живём в информационный век. И если компания строит откровенно плохо, об этом так или иначе все узнают. У покупателей всегда есть возможность предметного изучения девелоперской компании и истории её работы, в том числе по открытым и независимым рейтингам.
Сергей Софронов
коммерческий директор ГК "ПСК"
Принятые поправки устраняют искажённые меры защиты прав дольщиков, снижая уровень финансовых санкций с несоразмерного до среднерыночного. Следует признать, что сложившаяся судебная практика нестабильна: долгие годы суды массово снижали неустойки до смешных цифр и застройщики чувствовали себя безнаказанными, а потом стали делать прямо противоположное и взыскивать гигантские суммы. С учётом денег на эскроу, если потребитель не готов ждать исправления недостатков, он может забрать эти деньги, и в целом логично, что его потери должны измеряться через соразмерную процентной ставке величину.
Дмитрий Некрестьянов
партнёр, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ "Качкин и партнёры"