Правительство РФ готово продлить запрет на экспорт бензина до конца октября. Впрочем, эта мера не гарантирует, что цены на топливо внутри страны перестанут расти.
С начала года биржевые цены на бензин Аи–92 выросли на 40%, примерно до 55 тыс. рублей за тонну, а на Аи–95 — на 73%, до 73 тыс.
В розничном звене благодаря введённому 5 лет назад демпферному механизму динамика не так заметна. Демпфер предполагает выплаты государством компенсаций нефтяникам в виде разницы между экспортной стоимостью топлива и установленной законодательно индикативной внутренней ценой. Тем самым компаниям становится выгодно отправлять нефть на переработку, а не продавать за рубеж.
По данным Петростата, литр 92–го в июне на АЗС стоил в среднем по городу 52,62 рубля, а 95–го — 57,31 рубля. Это на 3,41 и 3,55% выше, чем в декабре 2023 года. Розничные цены на бензин в этом году растут быстрее, чем в прошлом: за весь 2023 год Аи–92 подорожал на 5,82%, а Аи–95 — на 5,14%.
Власти постоянно проводят мониторинг цен на топливо и в случае намечающихся скачков довольно оперативно реагируют. Поэтому, когда в конце зимы биржевые цены после серии остановок НПЗ стали стремительно расти, правительство ввело полугодовой запрет на экспорт бензина. Впрочем, он действовал не все 6 месяцев. С 20 мая эмбарго было приостановлено, ситуация с предложением топлива к тому времени нормализовалась.
Но с августа экспорт бензина снова запрещён. Более того, как заявил 30 июля первый заместитель главы Минэнерго Павел Сорокин на расширенном заседании комитета по энергетике Госдумы, принято принципиальное решение ограничить экспорт бензина из РФ в сентябре–октябре. Он также сообщил, что в июле поставки бензина на внутренний рынок выросли на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а экспорт бензинов снизился на треть относительно июля 2023 года. Также, по словам замминистра, в стране сформирован высокий уровень запасов нефтепродуктов.
Производство отдельно от потребления
Если запасов достаточно, зачем понадобился запрет экспорта? С одной стороны, август–сентябрь — периоды пикового спроса на топливо. Ведь продолжается сезон отпусков, многие россияне путешествуют на автомобилях. Спрос (впрочем, больше на дизельное топливо, экспорт которого не запрещался) генерирует и сельскохозяйственный сектор. С другой стороны, рынок по–прежнему испытывает недостаток предложения, но не всех видов бензина, а высокооктанового — Аи–95.
Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша сказал "ДП", что в условной корзине бензинов, состоящей из Аи–92, Аи–95 и более высокооктановых марок, на производство 95–го приходится менее 50%, в то время как его доля в суммарном потреблении бензинов составляет примерно 57%. "Структура производства не соответствует структуре потребления", — говорит эксперт.
По его мнению, закрытие экспорта — одна из мер по стабилизации ситуации и устранению перекоса.
РТС, как сообщал Интерфакс, ранее просил вице–премьера Александра Новака дать поручение о принятии мер по увеличению производства высокооктановых марок бензинов. Кроме того, союз предлагал установить нормативы для биржевых продаж бензинов — отдельно для Аи–92, отдельно для Аи–95.
Сейчас такого разделения нет, совместным приказом ФАС и Минэнерго установлен минимальный норматив продаж любого бензина на бирже — минимум 15%.
"В период наиболее высокого спроса производители снижают объёмы биржевых продаж 95–го бензина, увеличивая продажу 92–го, что приводит к резкому росту цен", — цитирует Интерфакс письмо Ассоциации товарных брокеров (объединяет крупных частных топливных трейдеров РФ) Александру Новаку.
Как следствие, на бирже существенно растёт разница в стоимости 92–го и 95–го бензинов. 31 июля она превышала 18 тыс. рублей за тонну.
Формально, поясняет Евгений Аркуша, цены в оптовом звене формируются абсолютно рыночным способом и никак не коррелируют с розницей, где стоимость топлива повышается лишь на уровень инфляции. Однако от подобных дисбалансов рынка страдают независимые топливные операторы, которые несут убытки из–за разницы цен в опте и рознице.
Оптовая и розничная стоимость начинают коррелировать в периоды резких изменений оптовых цен, уточняет аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман. При слишком резком росте котировок на бирже независимые АЗС уже не могут сдерживать цены на заправках, что и приводит к их увеличению, как это происходит сейчас.
"На наш взгляд, сочетание возобновления запрета на экспорт, завершения ремонта на ряде НПЗ и действие демпферного механизма позволит вернуть оптовые цены на Аи–95 в диапазон 50–60 тыс. рублей за тонну, что снизит давление на цены в рознице. В базовом сценарии ожидаем, что по итогам года увеличение розничных цен на бензин не превысит 7%, то есть в пределах уровня общей инфляции", — говорит эксперт.
Запас по предложению у нефтекомпаний есть. "Сейчас данные по производству бензина, к сожалению, закрыты. Однако в нормальной ситуации (то есть без ремонтов на НПЗ) производство бензина в РФ на 100–150 тыс. баррелей в сутки превышает спрос", — добавляет Сергей Кауфман.
Миллиарды в помощь
За нерыночность розничных цен на моторное топливо с одной стороны и стабильность с другой платит российский бюджет. Только в июне нефтяные компании получили от него 158,1 млрд рублей, следует из материалов Минфина. Это более чем вдвое выше выплат за июнь 2023 года (78,6 млрд).
Власти в прошлом году попытались сократить нагрузку на бюджет, объявив о двукратном сокращении выплат по демпферу. Это привело к существенному росту цен на топливо. В итоге спустя месяц был возвращён прежний порядок выплат.
Предложения о донастройке демпфера звучали неоднократно. Весной СМИ писали об инициативе "Роснефти" ввести мораторий на обнуление демпфера либо расширить диапазон отклонения биржевых цен для получения нефтяниками демпферных выплат.
Сейчас нефтяники не получают денег (то есть демпфер обнуляется), если оптовые цены на топливо отклоняются от установленных в Налоговом кодексе ориентиров (58,65 тыс. рублей за тонну по бензину и 55 тыс. по дизтопливу) более чем на 10 и 20% в среднем за месяц. Такая ситуация произошла лишь один раз — в сентябре 2023 года.
В июле биржевые цены тоже приближались к рекордным, а значит, нефтяники рискуют не получить компенсации. Предложения "Роснефти" Минфин пока не поддержал. Однако представители министерства заявляли о намерениях детально их рассмотреть. Следовательно, ручная корректировка ценообразования в отрасли продолжится.