Программы максимум: на что потратят бюджет Петербурга в 2025 году

Автор фото: "ДП"

В Законодательном собрании Петербурга начались "нулевые" чтения бюджета на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов. Они продлятся несколько недель. Впрочем, о финансовых приоритетах Смольного можно судить уже сейчас.

Согласно проекту основные параметры бюджета на ближайшие 3 года будут следующими. В 2025 году доходы составят 1,254 трлн рублей или 1,282 трлн рублей с учётом безвозмездных поступлений. Планируемые расходы — 1,248 трлн рублей. В 2026 и 2027 годах доходы казны составят 1,359 трлн и 1,448 трлн рублей соответственно.
Расходы бюджета рассматриваются в разрезе 18 госпрограмм. В каждой из них указано, сколько денег получат главные распорядители бюджетных средств (ГРБС — это комитеты и управления Смольного, а также районные администрации), сколько они, соответственно, должны будут потратить и на какие цели.
Источник "ДП" в ЗакСе поделился с редакцией документами, где прописаны предварительные аппетиты ГРБС. Тройка лидеров по количеству выделяемых средств среди госпрограмм не меняется годами. Это "Развитие образования", "Развитие здравоохранения" и "Развитие транспортной системы". Но между собой они постоянно меняются местами, конкурируя за средства городской казны.
Самой дорогостоящей госпрограммой в 2025 году может стать "Развитие образования". В неё традиционно входят расходы на детские сады, школы, колледжи, закупку оборудования для образовательных учреждений, книг в библиотеку, учебников и т. д. Смольный планирует выделить на эти цели 18,3% от общего предполагаемого объёма бюджетных средств — 234,9 млрд рублей. При этом в 2024 году программа отдала лидерство "Развитию транспортной системы". В законе о бюджете текущего года на образование в общей сложности предусмотрено 282,5 млрд рублей, на транспортную систему — 290 млрд.
И в том и в другом случае это суммы, складывающиеся из базовых бюджетных ассигнований, адресной инвестиционной программы (АИП) и поступлений из федерального бюджета. На момент написания текста депутаты ещё не ознакомились с параметрами АИП на новый период. Известна лишь её общая сумма — 233,7 млрд рублей. Так что в настоящее время можно анализировать расходы только по прогнозируемым параметрам, указанным в законе о бюджете на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов. Кстати, если посмотреть на финансирование госпрограмм без учёта АИП и поступлений из федерального бюджета, то образование в 2024 году всё же удерживает лидерство — 232 млрд рублей против 202,6 млрд, заложенных на транспортную систему.
При планировании действующего сейчас бюджета "Образование" уверенно базировалось на первом месте. Параметры были следующими: 2025 год — 218 млрд, 2026–й — 228,4 млрд. То есть программу ежегодно планировали увеличивать на 10 млрд рублей. В нынешнем проекте прогнозные показатели заметно выше. 2026 год — 248,9 млрд рублей, 2027–й — 260,7 млрд.

Главное — здоровье

Следующей по дороговизне госпрограммой стало "Развитие здравоохранения", которое в 2024 году занимало третье место с показателем 12,3% от планируемого бюджета (141 млрд рублей). Сюда входит вакцинация населения, предоставление бесплатных медикаментов, закупка медоборудования и т. д. На 2025 год на эти цели предполагается выделить 173,7 млрд рублей и сохранять финансирование примерно на этом уровне следующие 2 года.
Известны показатели отдельных подпрограмм. Так, на формирование эффективной системы оказания медицинской помощи город в 2025 году планирует выделить 29,28 млрд рублей, в 2026–м — 26,1 млрд, в 2027–м — 24,8 млрд рублей. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни, а также развитие первичной медико–санитарной помощи обойдётся бюджетам 2025, 2026 и 2027 годов в 40,4 млрд, 42,6 млрд и 44,5 млрд рублей соответственно.

Если что, доинвестируют

Госпрограмма "Развитие транспортной системы" в рейтинге Смольного пока занимает третье место. Притом что после весенней корректировки бюджета на 2024 год эта программа стала самой высокофинансируемой. По состоянию на 1 августа она исполнена уже на 58,8%. В прогнозируемой структуре расходов на 2024 год программа шла второй. В 2025 году Смольный планирует потратить на развитие транспортной системы 13,7% от всего бюджета, то есть около 171 млрд рублей. В 2026 и 2027 годах к программе планируют добавлять по миллиарду. Но сюда традиционно щедро вкладываются деньги из АИП. Например, в текущем году к изначальной сумме из АИП добавили 86,3 млрд рублей. Так что итоговая сумма каждого года явно будет выше.
Стоит отметить, что сумма, выделенная на ту или иную госпрограмму в законе о бюджете, который депутаты примут осенью этого года, ещё не раз изменится в процессе корректировок. Если Комфин видит, что фактические доходы бюджета превышают планируемые показатели, избыток средств распределяется по разным госпрограммам, изменяя их начальные показатели.

Предприниматели потерпят

Отдельно стоит сказать о двух госпрограммах, касающихся стимулирования развития бизнеса в городе. Это "Развитие промышленности, инновационной деятельности и АПК" и "Развитие предпринимательства и потребительского рынка". Ни та ни другая никогда не могла похвастаться особо высокими объёмами финансирования. В 2024 году, к примеру, на "Развитие промышленности…" было выделено 6,4 млрд рублей, а на "Развитие предпринимательства…" — 4,5 млрд.
Но в 2025–2027 годах и эти скромные ресурсы ожидает сокращение. Причём довольно чувствительное. На "Развитие промышленности…" планируется выделять в среднем по 1,8 млрд рублей в год. Тут стоит заметить, что и в плане на 2024 год изначально стояла сумма 1,9 млрд. Но в ходе корректировок она сильно выросла. Видимо, в соответствии с актуальными запросами. Так что речь по сути идёт к откату на прежние масштабы финансирования.
А вот "Развитие предпринимательства…" действительно ждёт сокращение почти в 2 раза. В 2025 году на эту госпрограмму планируется выделить из бюджета 2,6 млрд рублей, в 2026–м — 2 млрд, в 2027–м — 2 млрд. Так что предпринимателям предстоит в большей степени полагаться на собственную инициативу и смекалку, нежели на помощь государства.
Поневоле привлекает внимание и то, что госпрограмма "Повышение эффективности государственного управления", на которую в 2024 году было выделено 26 млрд рублей, тоже готовится к сокращению. В 2025–2027 годах на неё собираются выделять по 17–18 млрд рублей. Видимо, эффективность повысилась до такого уровня, что в дополнительном стимулировании уже не нуждается. Хотя в проекте на 2024 год здесь тоже значилась сумма весьма скромная — 15,8 млрд. Затем, как можно увидеть, она прибавила сразу около 10 млрд. Так что, вполне вероятно, об эффективности госуправления тоже ещё позаботятся за бюджетные деньги.
Бюджет — это деньги горожан. Петербуржцы должны чувствовать увеличение возможностей городского бюджета, поэтому усиливаем социальную составляющую, расширяем программы поддержки тех, кто в наибольшей степени нуждается в заботе государства. Не забываем и про развитие — именно расходы развития являются катализатором экономического роста.
Алексей Корабельников
вице–губернатор Петербурга
В этом году начальный этап работы стартовал раньше. Уже в мае депутаты направили инициативы граждан главным распорядителям бюджетных средств и в комитет финансов для анализа и проработки. В июне состоялись совещания со всеми фракциями. Ещё одна отличительная особенность — в этом году рассмотрение проекта бюджета начнётся с докладов глав районных администраций. Необходимо, чтобы все участники чтений лучше понимали и могли защитить потребности районов в контексте государственных программ. Обсуждения продлятся 2 недели. В планах — выход на 2 трлн рублей к 2030 году.
Александр Бельский
председатель Законодательного собрания Санкт–Петербурга
Комитет финансов обозначил, что доходы текущего года будут превышены по прогнозам. Соответственно, можно ожидать некое превышение в следующем году. Достаточно осторожно и оптимистично. Дополнительная потребность, то есть то, что главные распорядители бюджетных средств (комитеты и администрации районов) заявили, — 550 млрд рублей сверх положенных им лимитов, которые рассчитываются по специальным нормативам. Это достаточно существенная сумма, если брать в отношении бюджета, это чуть больше трети бюджета сверху. Это означает, что достаточно скрупулезно и внимательно нужно подойти к расстановке приоритетов при удовлетворении этих дополнительных потребностей. Потому что мы понимаем, что 550 млрд невозможно удовлетворить в полном объёме. Какая–то часть точно будет удовлетворена, но эту часть надо очень грамотно выбрать. Здесь приоритеты достаточно очевидны — это заработная плата, работа по бюджетной сфере, образование, социалка, здравоохранение. Это приоритет по финансированию тех объектов, которые будут введены в 2025 году. Прежде всего это новые садики, школы, поликлиники, врачебные кабинеты, пожарные депо. Здесь достаточно большой объём.
Денис Четырбок
председатель бюджетно–финансового комитета Законодательного собрания Санкт–Петербурга
Отрадно, что это происходит в плановый период. У нас бывают в других регионах сложности с исполнением бюджета и дотациями из федерального центра. Но Петербург к числу этих субъектов не относится. Формирование бюджета идёт по плановому порядку. Есть основные распорядители бюджетных средств, которым будут выделены средства. Определён размер МРОТ на Петербург по состоянию на II квартал, который является основанием для всех бюджетных назначений с точки зрения пособий, выплат, льгот. Важно, что уже подведены итоги выполнения АИП, то есть бюджета развития за первое полугодие. То, что касается строительства объектов, которые требуют достаточно длительных сроков проектирования и ввода, например станции и линии метрополитена. Это объекты социальной сферы, школы, детские сады, медицинские учреждения. Ну и важно, что сохраняется тенденция формирования доходной части за счёт двух основополагающих налогов — на прибыль и на доходы физических лиц. Интересно будет посмотреть уже в сентябре, когда появятся контуры бюджета на ближайший год и точно известны параметры на плановый период. Там будет понятно, как мы двигаемся с точки зрения достижения планки доходов в 2 трлн рублей.
Александр Ходачек
президент НИУ ВШЭ в Санкт–Петербурге