Управляющий российской "дочкой" General Motors не нашёл признаков её преднамеренного банкротства. Борьба кредиторов за деньги на её счетах обостряется.
Павел Семёнов, временный управляющий ООО "Дженерал Моторз Авто" ("Джи Эм Авто"), российской дочерней компанией концерна General Motors, не нашёл признаков её преднамеренного банкротства. Тем временем кредиторы компании пытаются признать её отсутствующим должником и обанкротить побыстрее, а суд временно заблокировал миллиарды на банковских счетах.
"Временным управляющим на основании проведённой проверки… ООО “Дженерал Моторз Авто” сделаны… выводы об отсутствии признаков преднамеренного банкротства… об отсутствии оснований для проведения проверки наличия признаков фиктивного банкротства", — говорится в сообщении Павла Семёнова, опубликованном на Федресурсе. В ближайшее время комитету кредиторов компании (его заседание назначено на 23 августа) предстоит определить её дальнейшую судьбу. В числе теоретически возможных вариантов — как финансовое оздоровление, так и признание банкротом и открытие конкурсного производства.
Напомним: "Джи Эм Авто", закрыв автозавод в Петербурге, с 2015 года продавало в России машины под марками Cadillac и Chevrolet, а также запасные части к ним. В апреле 2022 года иностранный менеджмент приостановил деятельность завода: поставки прекратились, а договоры с дилерами разорвали.
С тех пор "Джи Эм Авто" не ведёт хозяйственной деятельности. С иском о его банкротстве летом 2023 года обратился региональный дилер "Автолига–Запад" (входит в состав нижегородской группы "Автолига"). На данный момент в компании введено наблюдение.
В числе существенных активов "Джи Эм Авто" — деньги на банковских счетах. На начало 2023 года их сумма превышала 1,5 млрд рублей. Правда, с тех пор она сильно сократилась. Например, как уже писал "ДП", суд разрешил налоговой списать более 230 млн рублей доначисленных налогов в пользу государственного бюджета. Автодилеры же пытаются отсудить у "Джи Эм Авто" упущенную выгоду и убытки. Крупнейший по сумме иск, вероятно, подал петербургский автодилер "Автополе М" (входит в группу "Автополе" Сергея Моренкова) — о взыскании более 1,4 млрд рублей.
Некоторые из кредиторов пытаются добиться банкротства "Джи Эм Авто" по упрощённой процедуре, указывая на фактическое отсутствие должника (что возможно в рамках ст. 230 закона о банкротстве).
Такой вариант мог бы сильно сэкономить кредиторам время, ведь процедура банкротства отсутствующего должника пропускает стадию наблюдения, указывает адвокат, партнёр юридической фирмы Ru.Courts Елена Менде. При этом, по её оценке, вероятность развития ситуации по этому сценарию крайне мала. "Исходя из судебных актов, на счетах компании находится более 1,5 млрд рублей, а также имеются товарно–материальные ценности", — поясняет Елена Менде.
В соответствии с п. 3 ст. 228 закона о банкротстве, даже когда упрощённая процедура введена, но обнаруживается имущество, управляющий обязан ходатайствовать о прекращении упрощённой и переходе к обычной процедуре банкротства, поясняет она. "Поэтому в данном случае, несмотря на наличие признаков отсутствующего должника, такие как недостоверность сведений о директоре сроком более года, не думаю, что к упрощённой процедуре удастся перейти, особенно с учётом судебного акта кассации и возражений по этому поводу со стороны ФНС", — полагает Елена Менде.
Учредителями ООО "Джи Эм Авто" числится германская GM Mobility Europe GmbH (ей принадлежит 99,9% в уставном капитале) и ООО "Дженерал Моторз СНГ" (0,1%), говорится в данных "Контур.Фокус". Как следует из данных суда, договор на аренду офиса компании на Садовнической улице в Москве не расторгнут. А причиной вынужденной приостановки деятельности в России стали санкции. "Установив юридически значимые по делу обстоятельства, суд… указал, что ООО “Дженерал Моторз Авто” не обладает признаками отсутствующего должника", — отмечается в документах кассационной инстанции.
Добавим, что временный управляющий "Джи Эм Авто" добился в суде обеспечительных мер в виде ареста банковских счетов компании до введения конкурсного производства. Суд вернётся к рассмотрению дела в сентябре.