Чтобы привлечь талантливых молодых специалистов и поймать актуальные тренды, компании придумывают новые должности, которых раньше не существовало.
В современной бизнес–среде появляются новые необычные профессии. На сайтах рекрутмента можно встретить вакансии офицера по этике, фасилитатора, пилота дрона, ментального чемпиона или директора по счастью. "ДП" узнал, чем занимаются такие специалисты в компаниях, какие качества должны у них быть и как нанимают таких сотрудников.
Время диктует
Новые специальности редко появляются из ниоткуда, отмечают эксперты. В основном это или естественная эволюция уже существующих специальностей, или сплав новых компетенций с хорошо знакомыми прежде. Например, профессия эксперта по мемам, или мемолога. Как правило, это контент–продюсер, который усовершенствовал свои навыки с точки зрения генерации мемов и их трактовки.
Как отмечает hr–директор IConText Group Вячеслав Золотарёв, новые профессии также могут возникать по мере внедрения и развития технологий в компаниях. "Самый яркий пример из последних — массовое использование нейросетей. Оно породило целую плеяду новых профессий. Это люди, интегрирующие ИИ, обучающие ИИ, обучающие пользователей работе с ИИ, следящие за этикой использования ИИ… И так до бесконечности. В принципе любой технологический скачок потенциально может порождать неизведанные направления. Однако есть нюанс — часть профессий возникает внезапно, пока технологии на хайпе. В подобных случаях компании стараются объединить их с другими или как–то автоматизировать", — рассуждает он.
Стоит заметить, что ещё 30 лет назад направление HR тоже было экзотичным. Специальности закрепляются в статусе полноценных и востребованных в случае, если новые веяния, которые их породили, остаются на длительное время.
Обложка для "зумеров"
По словам основателя hr–агентства it_smiles Юрия Гизатуллина, новые специальности необходимы для функционирования современных компаний. Например, фасилитатор нужен для установления групповой коммуникации, что важно в век "цифрового одиночества", когда люди почти разучились общаться сами. Пилот дрона в медиа нужен для съёмок контента, в охранных предприятиях — для облёта территорий, в инженерных — для контроля.
В компании "Юнилевер Русь" внедрили профессию ментального чемпиона. Это специалист, который поддерживает сотрудников, заботится об их психоэмоциональном благополучии и помогает соблюдать гармоничный баланс между работой и отдыхом. В компании работают более 20 ментальных чемпионов.
"Становясь ментальными чемпионами, сотрудники выходят за рамки прямых обязанностей и прилагают усилия, чтобы развивать культуру поддержки на корпоративном уровне. Любой сотрудник может пройти специальное обучение и стать ментальным чемпионом или обратиться за помощью к такому специалисту", — рассказала "ДП" руководитель отдела персонала "Юнилевер Русь" Яна Вдович.
Часть необычных вакансий ориентированы на то, чтобы отвечать запросам поколения "зумеров", которые не слишком заинтересованы в том, чтобы работать "по старинке".
"Некоторые вакансии — часть маркетинга. Например, кормильщик рыбок или разносчик счастья по офисам. Подобный ход показывает новым кандидатам, что это современная интересная компания, готовая гибко меняться под запросы кандидата", — объясняет Юрий Гизатуллин.
Как рассказал "ДП" СЕО агентства "Палиндром" Родион Скрябин, необычные вакансии могут выполнять две функции. Внутри компании они привлекают специалистов для работы над уникальными продуктами, которые требуют высокой экспертности и приносят дополнительную прибыль. Снаружи это чаще всего яркий и красивый pr–ход, направленный на укрепление hr–бренда и привлечение внимания не только соискателей, но и рынка в целом.
"Чаще всего за необычными названиями скрываются вполне стандартные вакансии, и такие специалисты выполняют основные функции, характерные для их профессий. Например, директор по счастью не только заботится о благополучии сотрудников и их ментальном здоровье, но и выполняет задачи, связанные с управлением персоналом и поддержанием корпоративной культуры. В 90% случаев такие вакансии создаются с целью реального найма, а не просто для привлечения внимания", — объясняет Родион Скрябин.
Работа на репутацию
Наём сотрудников необычных специализаций происходит стандартно — от анализа резюме и собеседования до трудоустройства. Как отмечает Яна Вдович, для бизнеса важны только профессиональные компетенции кандидата, его навыки и желание работать в компании. "Обычно мы обращаем внимание не только на то, имеет ли кандидат универсальный комплект из профессиональных (hard skills) и функциональных (soft skills) навыков, но и на то, обладает ли он компетенциями предпринимателя. Усилиями таких специалистов бизнес может стремительно расти. Дух предпринимательства — тренд на рынке, за которым hr–специалисты видят будущее. Такие кандидаты помогают бизнесу генерировать инновационные идеи и приносить дополнительную прибыль бизнесу", — говорит она.
Заместитель директора по персоналу и организационному развитию НИУ ВШЭ в Санкт–Петербурге Ксения Яровенко добавляет, что новые профессии имеют уникальный набор навыков и компетенций. Но всегда есть более фундаментальные и привычные — например, проектная деятельность, критическое мышление, умение работать в режиме многозадачности, навыки программирования и др. Именно им учат в университетах.
Размещение вакансий с необычными профессиями не только привлекает внимание кандидатов, но и даёт положительный маркетинговый эффект — например, информацию про такие запросы размещают в популярных СМИ.
"Современные должности делают компанию более привлекательной для талантов, которые следят за трендами. Специалисты по счастью и ментальные чемпионы закрывают потребности команды, создавая комфортную рабочую среду. Это в свою очередь снижает текучесть кадров. А публикация таких вакансий показывает, что компания идёт в ногу со временем, открыта для инноваций, создавая положительный имидж", — объясняет hr–менеджер коммуникационного агентства PR Partner Анастасия Курникова.
Кроме того, представители новых профессий стимулируют предпринимателей создавать инновационные продукты, разрабатывать собственные формулы ведения бизнеса, повышая свою экспертность на рынке. Если позже в индустрии сформируется устойчивый спрос на таких специалистов, то бизнес обратится за экспертизой к компаниям и профессиональным сообществам, которые уже имеют опыт найма.