Запрет на работу мигрантов в такси в Ленинградской области оказался половинчатым. Скорее всего, его можно будет обойти.
Правительство Ленинградской области ограничило работу мигрантов в такси до конца 2024 года. Соответствующее постановление 19 августа подписал губернатор Александр Дрозденко. Инициатором меры выступил прокурор Ленобласти Сергей Жуковский, сообщило надзорное ведомство. У компаний–перевозчиков есть 3 месяца, чтобы привести свой штат в соответствие с новыми требованиями.
Прежде всего нужно отметить, что губернаторское постановление на самом деле не запрещает всем мигрантам работать в такси. Решение принято на основе федерального закона № 115 "О правовом положении иностранных граждан в РФ", который наделяет главу региона правом устанавливать ограничения на привлечение мигрантов в определённые отрасли, однако только тех, кто работает по трудовым патентам. Такие документы требуются гражданам стран, с которыми у России безвизовый режим (Узбекистан, Таджикистан и др.).
При этом гражданам стран — членов ЕАЭС (Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, Армения) никакие специальные бумаги для работы в России не требуются. На них губернаторские ограничения не распространяются, и у региональных властей в принципе нет механизмов для принятия подобных мер в их отношении. Но, скорее всего, даже водителям из государств ЕАЭС придётся возить с собой национальный паспорт во избежание недоразумений и конфликтов, замечает партнёр юридической компании "Варшавский и партнёры" Михаил Герман.
Кроме того, отрасль перевозок легковым такси регулируется специальным законом, вступившим в силу в сентябре прошлого года. В соответствии с ним в каждом регионе ведётся свой реестр перевозчиков, которые имеют право обслуживать пассажиров, причём только на территории этого субъекта РФ. Однако между Петербургом и Ленинградской областью действует соглашение о взаимном признании данных реестров — такси из Петербурга может без проблем возить пассажиров по области, и наоборот. Это, с одной стороны, создаёт потенциальную возможность для обхода запрета, принятого в Ленобласти. А с другой — петербургские таксисты–мигранты, заезжающие в Ленобласть, окажутся в серой зоне.
“
"Определённая коллизия действительно возникнет, поскольку агрегаторы будут прикрываться отсутствием запретов в Санкт–Петербурге. Кроме того, это может сделать проблемой поездку из Петербурга в ближайший пригород на такси, особенно класса “эконом”. Агрегатор действительно является хозяйствующим субъектом и игнорировать данное постановление не может. Скорее всего, мы ещё увидим разъяснения к документу", — говорит Михаил Герман.
Общественные обсуждения запрета проходили в середине июля. Необходимость установления запрета обосновывалась защитой регионального рынка труда, обеспечением приоритетного права россиян на трудоустройство и повышением безопасности на дорогах. По оценке областного правительства, выбывших иностранных таксистов без проблем заменят российские.
По подсчётам "ДП" на основе данных портала "Кодекс", аналогичные ограничения сегодня действуют ещё как минимум в 30 регионах страны. Примерно в половине случаев в 2024 году ограничения ввели впервые. В 10 субъектах Федерации ввели запреты после теракта в "Крокус Сити Холле" (в частности, в Ненецком автономном округе и Новгородской области) уже через 2 дня после трагедии.
Однозначно оценить влияние ограничения допуска мигрантов до вождения такси сложно. В Курганской, Магаданской, Тульской, Воронежской и Кемеровской областях данный запрет впервые заработал с начала 2024 года. И в четырёх из них число ДТП с участием такси в январе–июле, согласно статистике ГАИ, как было нулевым или почти нулевым, так и осталось. Притом в Тульской области число подобных происшествий выросло на 37,5% относительно того же периода прошлого года — до 22 инцидентов. В регионах, где запрет действует уже не первый год, за тот же отрезок времени наблюдается как рост аварийности в такси (Приморский край, Тверская область), так и снижение (Челябинская, Калининградская и Иркутская области).