Осеннее подорожание продуктов питания в этом году для многих может стать чувствительным. Зарплаты далеко не во всех отраслях успевают за ростом цен.
Производители продуктов питания один за другим предупреждают торговые сети о повышении отпускных цен (соответствующие письма есть в распоряжении "ДП"). Например, холдинг "Коломенский" уведомил ретейлеров о повышении цен на хлебобулочные и мелкоштучные изделия на 10–15%. ОАО "Каравай" повысило цены до 10%. "Эйч энд Эн Трейд" (бывшее российское подразделение Danone) предупредило о среднем повышении цен с 1 сентября на 5,3%. Пискарёвский молзавод собирается с 10 сентября поднять цены на молочную продукцию на 10%. "Виола" (бывшая Valio) и ООО "Экомилк" уже повысили в августе цены на 5–10%.
От молока до пива
В пресс–службе ООО "Виола" поясняют, что молочный рынок волатилен, а колебания себестоимости зависят от сотни факторов. В компании указывают: несмотря на многочисленные причины, приведшие к росту потребительских цен почти во всех категориях продуктов питания, молочка на протяжении последних 2 лет оставалась своего рода дефлятором рынка. В то же время росли цены на яйца, хлеб, мясо, овощи.
"В этом году ряд факторов привёл к тому, что и мы вынуждены идти на крайние меры, чтобы сохранить высокое качество производимой продукции. Мы нашли возможность не в полной мере транслировать рост себестоимости в полочные цены, поэтому изменение затронет часть ассортимента", — говорят там, добавляя, что вместо сезонного снижения цен на сырое молоко переработчики увидели рост на 4–5%, и он продолжается. Это вызвано помимо прочего климатическими условиями. А именно тепловым фактором, который привёл к снижению удоев на 7–20% в зависимости от региона.
Читайте также:
Рынок труда
Дефицит кадров перегрел зарплаты в Петербурге
“
"Рост цен на молоко отражается на молокоёмких продуктах: сырах и масле, сливках и твороге. На 1 кг сыра нужно порядка 10 литров молока. Очевидно, что цена на сыр будет во многом определяться именно стоимостью сырья. Снижение темпов прироста производства молока — один из главных факторов изменения цен в таких категориях. Рост потребления молочных продуктов (рыночный спрос) усиливает рост цены на указанные категории, с другой стороны. Как итог, цены на масло выросли более чем на 45%", — резюмируют в компании.
Генеральный директор "Союзмолока" Артём Белов напоминает, что пересмотр договорных отношений с сетями традиционно происходит 2 раза в год — в первой и второй половине. По всей стране молочная продукция с начала года до июля увеличилась в цене на 5,6%, а продукты питания в целом — на 10,1%. "Рост себестоимости производства происходит по всей цепочке. Так, индекс операционной себестоимости производства сырого молока (RMCI) в июне 2024 года остаётся выше уровня июня 2023–го на 11,5%. Себестоимость в переработке выросла на 14%", — подчёркивает эксперт.
Подорожание ожидает и кондитерскую продукцию. Так, ООО "Риттер Спорт Шоколад" с 1 сентября сделает для ретейлеров продукцию дороже на 16–40% в зависимости от товарной группы. ООО "Марс" обещает с 9 сентября поднять цены на 7–19%, а затем со 2 декабря — на 15–19% от действующего базового прейскуранта. Производители сетуют на подорожавшие какао–бобы, а также логистику.
Изменения цен коснутся и алкоголя — с 1 сентября подорожает продукция пивоваренной компании "Балтика", а также АО "АБ ИнБев Эфес". Из причин — тоже логистика, подорожание упаковки, общий уровень инфляции.
Особый год
Директор и совладелец торгового дома "РеалЪ" Александр Мышинский отмечает, что называть подорожание продукции как таковое сенсационным странно. Так или иначе производители регулярно корректируют цены в соответствии с требованиями рынка.
“
"Но в этом году от многих производителей мы наблюдаем второе или третье подорожание, год отличается более частыми и резкими изменениями цен. Раньше шоколад дорожал раз в год на 10%, теперь — дважды и почти на 80% в сумме. По молоку обычно наблюдались изменения на 7% в год, сейчас по некоторым позициям будет 15–16%. Закупочные цены на масло сливочное выросли почти на 50%, чего не было даже после введения запрета на поставки новозеландского масла", — говорит он.
Ретейлеры, разумеется, будут стараться сдерживать цены на полке для потребителя и там, где возможно, делают запасы на месяцы вперёд. По словам Мышинского, отделы закупок сетей сейчас работают в ручном режиме: ранее все подписывали матрицу по узнаваемым товарам, которые должны быть на полке всегда. Сейчас от этого отказываются, поскольку будущее малопонятно.
Стоит заметить, что в ближайшие 3 месяца дорожать будут не только продукты. "Ценовые ожидания повысились во всех отраслях, кроме промышленности, где они вернулись к весенним минимумам, но оставались выше среднего уровня за 2023 год. Наиболее значительное повышение произошло в розничной торговле. У предприятий этой отрасли возросли оценки текущего спроса и изменения издержек", — говорится в мониторинге инфляционных ожиданий Банка России за август 2024 года.
Издержки за свой счёт
Профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт–Петербурге Юлия Вымятнина обращает внимание на рост издержек предприятий. "Проблему составляют кадры, безработица продолжает обновлять рекорды исторического минимума. Остаётся высокой неопределённость, в том числе связанная с логистикой, оплатой импорта. Для покупателей это наверняка выльется в повышение цен", — уверена она.
Эксперт считает, что торговым сетям вряд ли удастся за счёт перераспределения торговых наценок существенно затормозить рост среднего чека. "Небольшое торможение может произойти за счёт замедления темпов роста зарплат. Но это процесс не быстрый, до потребителей его последствия дойдут не скоро", — добавляет она.
Есть и те, кто считает, что зеркального отражения роста цен в рознице не будет, — федеральные игроки точно сдемпингуют. Профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова Вячеслав Чеглов напоминает о существовании возможности дифференцированного подхода, когда ретейлер держит цены на одну–две социально значимые позиции, а возросшие издержки компенсирует в стоимости других позиций ассортимента того же производителя.
Кроме того, федеральные сети могут просто не соглашаться на новые отпускные цены. Если производитель готов на это — он продолжает отгружать продукцию, если нет — товар просто исчезает с полок. "Всё зависит от конкурентоспособности товарной группы. Например, по шоколаду она большая, что даёт возможность вывести какого–то производителя. Мы отказались от сотрудничества с дистрибьютером белорусского производителя СП ОАО “Спартак”, а также от марки Ferrero. Обычно сети выводят продукцию игроков, занимающих жёсткую позицию по ценам, но не являющихся лидерами в своём сегменте", — поясняет Александр Мышинский.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев добавляет, что ретейл увеличивает промоактивности через работу с поставщиками, а также инвестирует собственную маржу в сдерживание цен, в первую очередь на социально значимые товары.