Бизнес–наставничество используется всё шире, но его продолжают путать с коучингом и подозревать в "инфоцыганстве". "ДП" разобрался, чем отличается одно от другого и как правильно выбрать наставника.
Термин "бизнес–наставничество" стремительно ворвался в нашу жизнь и сейчас упоминается буквально всюду — от рекламы разнообразных семинаров или воркшопов в соцсетях до программ государственной поддержки предпринимательства.
В интернете даже встречаются упоминания об идее учредить официальный праздник — День бизнес–наставника и отмечать его 24 августа. При этом далеко не все понимают, что означает сам термин. Одни путают бизнес–наставников с коучами и бизнес–тренерами. Другие не понимают, зачем выделять это в отдельное направление, ведь консультирование и передача знаний более опытными предпринимателями своим начинающим коллегам существовали всегда. Третьи и вовсе категорично уверены, что речь идёт о новой разновидности "инфоцыган", ориентированных на тех, у кого денег побольше.
Чтобы разобраться во всех этих нюансах, "ДП" обратился за разъяснениями к экспертам.
Из точки А в точку Б
Читайте также:
Бизнес
Тяжело в коучении. Обзор рынка коучинга в России
"Коучинг очень плотно связан с психологией, а бизнес–наставничество — это больше про бизнес–цели, про коммерческий успех. Наставник работает не с личностью, а непосредственно с компанией. Делает аудит, понимает, какие есть точки роста для того, чтобы привести компанию к коммерческому успеху и к бизнес–целям", — комментирует маркетинговый директор культурного пространства "Особняк Мясникова" Дина Буракова.
Чтобы подчеркнуть различия коучинга и наставничества, эксперты часто прибегают именно к психологии как к критерию сравнения. "Коучинг— это сертифицированный инструмент (если по классике) работы с мышлением. Чтобы человек увидел наилучшую “точку Б” и дошёл до неё наилучшим путём из возможных. Работа происходит с настоящим и будущим клиента", — поясняет основатель и CEO академии "Осознанный бизнес" Юлия Оруджева.
Бизнес–наставничество занимается более конкретными вещами: помогает выстроить систему маркетинга, стратегию продвижения, найти потенциальных клиентов, инвесторов и экспертов. "Это передача личного опыта. Когда предприниматель уже прошёл определённый путь в своём бизнесе и передаёт технологию получения результата тем людям, кто находится в точке А по отношению к нему. То есть он прошёл путь из точки А в точку Б и к нему приходят люди, с которыми он делится своим опытом. А коуч вообще может не быть предпринимателем. Бизнес–наставник передаёт практический опыт, а коуч владеет технологией того, как задавать вопросы и работать с материалом клиента", — акцентирует основные различия бизнес–стратег, руководитель маркетингового агентства "Практика ТБ" Татьяна Быстрякова.
Деловые мероприятия могут помочь предпринимателям точнее определить, в каких направлениях им продвигать свой бизнес. Но надо ещё суметь воспользоваться полученными на них знаниями. "На профильных конференциях тщательно выбирают спикеров — чтобы они дали концентрат информации, реально полезной для бизнеса, различные фишки, новые веяния, тренды и так далее. Но часто предприниматели просто не имеют навыка внедрения всего этого. Рождается очень много идей, получается много информации, но она неприменима. В этом и заключается цель наставника — направить", — поясняет Татьяна Быстрякова.
Проверка репутации
Недоверие, возникающее у многих к бизнес–наставничеству, легко объясняется огромным количество шарлатанов, которые готовы учить кого угодно и чему угодно, при этом не умея на самом деле ничего. Широкий термин "инфобизнес" в наше время объединяет как вполне профессиональную преподавательскую деятельность или консалтинг, так и полуграмотных блогеров, продающих всевозможные "марафоны желаний". Из–за этого и возник термин "инфоцыганство", маркирующий мошенников, не дающих своим клиентам реальных знаний, но мотивирующих их на покупку всё новых и новых курсов. Однако чем дальше, тем чаще "инфоцыганами" начинают называть вообще всех подряд. Между тем в сфере бизнес–наставничества (как и пресловутого коучинга) работает огромное количество реальных профессионалов, чьи знания действительно могут быть полезны.
Чтобы правильно выбрать себе наставника, эксперты рекомендуют соблюдать самые базовые правила: обращать внимание на его опыт, образование, на успешные проекты и реальные результаты.
Дина Буракова советует при знакомстве постараться понять мышление человека и то, насколько вам близки его методы. Также полезно подробнее узнать о процессе работы. Если речь идёт о бизнес–наставничестве, то идеальным вариантом будет обратиться к человеку, который уже работал с этим наставником, чтобы получить его искренний отзыв. При этом она обращает внимание на то, что успех зависит не только от наставника, а от всех участников процесса.
"Если цели поставлены изначально чётко, а специалист выбран корректно и обе стороны действительно работают над достижением цели (наставник даёт советы, а клиент ими пользуется), тогда процент эффективности будет высоким", — поясняет она.
Юлия Оруджева выделяет три момента, которые отличают "инфоцыган" от профессиональных наставников. Прежде всего это долгая практика реального бизнеса и успешные результаты. Далее — наличие образования. И наконец, методология, ориентированная на все виды бизнеса, а не на несколько кейсов.
Тренинг по лицензии
Между тем регулирование инфобизнеса постепенно становится строже. Недавно стало известно, что идёт работа над поправками к закону "Об образовании", которые предусматривают, что блогеры, продающие разнообразные курсы и тренинги, должны будут получать лицензию на образовательную деятельность. Применительно к бизнес–наставничеству подобные инициативы эксперты оценивают по–разному.
"Если мы говорим про образовательные программы, которые дают профессию (например, SMM–специалиста или таргетолога), то внедрение лицензии на преподавание полностью оправданно. Для бизнес–наставника лицензия могла бы подтверждать реальный опыт в бизнесе, реальные результаты учеников, которые занимались по его методологии. А если говорить про бизнес–наставничество в формате того, что сейчас путают с “инфоцыганами”, —это третий вариант, стоит ли его лицензировать?" — комментирует Татьяна Быстрякова.
Юлия Оруджева подходит к вопросу с другой стороны. "Я создаю образовательное учреждение, академию, поэтому мы через несколько потоков, когда отточим новую методологию, будем подавать документы на лицензию. Не потому, что государство собирается лицензировать деятельность, а из–за изначально поставленной цели и построенной стратегии", — говорит она.