Около 50 улиц в Петербурге разделены, но имеют общее название. Хотя это кажется неудобным, местные жители нередко против объединения.
В Петербурге готовятся приступить к проектированию недостающего участка Морской набережной. Конкурс на разработку проектной документации объявила на днях городская Дирекция транспортного строительства.
Что собираются делать на Морской набережной
Предстоит подготовить проект недостающего участка посреди набережной (которая на самом деле после появления намыва таковой уже не является) между Мичманской и Флагманской улицами, то есть через остров в устье Смоленки. На этом острове одно время хотели строить Театр песни, а затем отдали землю под сквер, названный в память драматурга Александра Володина (но оставили и место под трассу).
Начальная цена аукциона составляет около 60 млн рублей. Проектировать будут четырёхполосную дорогу протяжённостью около 760 метров. Существующие мосты на остров, по которым пройдёт дорога, должны быть реконструированы, их устои облицуют гранитом.
В 2023 году уже был утверждён проект планировки территории этого объекта. На общественных обсуждениях часть местных жителей выступила против строительства, ссылаясь на то, что под их окнами и так большой поток транспорта, а также на то, что остров довольно давно используется как зона отдыха.
"Я против пробивки Морской набережной, так как здесь постоянно катаемся всей семьёй на велосипедах летом, зимой — на лыжах, гуляем с собакой. Объехать по улице Кораблестроителей — всего 5 минут", — писала одна из жительниц. Но такого рода возражения были отвергнуты.
Разработка полноценного проекта должна быть завершена не позднее ноября 2025 года, а сроки строительства будут зависеть от возможностей городского бюджета.
Сколько в Петербурге разорванных улиц
Морская набережная, на протяжении десятилетий состоящая из двух отдельных отрезков, не уникальна в своём роде. Всего в Петербурге не менее полусотни улиц из двух и более участков. То есть таких улиц, автомобильное движение по которым невозможно на всём протяжении. Некоторые участки либо не существуют вовсе, либо являются пешеходными. Точное количество зависит от методики подсчёта. Например, от того, учитывать или нет улицы, которые прерываются площадями.
Часть из разорванных улиц сохраняются в таком виде исторически. Примеры есть и в центре города. Например, набережная канала Грибоедова (разделена Никольским садом) или набережная Крюкова канала (разделена тем же садом и Мариинским театром).
Сюда же относятся проспекты Удельной — Ярославский (он пересекает Берёзовый сад, проезд через который ограничен), а также Удельный и Костромской (они проходят через пешеходную зону возле станции метро "Удельная").
Вторую группу представляют собой улицы, которые строят по отрезкам (бывает, годами). Несколько таких есть в Приморском районе — например, Туристская улица, которую разделяет железная дорога, в связи с чем необходимо строительство путепровода. А также в Красносельском — Балтийский бульвар и проспект Патриотов, которые разделяет водная преграда, то есть требуется навести мосты.
Стоит отметить, что часть жителей Юго–Запада также выступали против будущего соединения Балтийского бульвара. Скорее всего, из–за нежелания жить по соседству с оживлённой магистралью. В 2022 году проводились общественные обсуждения, на которых один из жителей просил "до тех пор, пока мост на Балтийском бульваре построен не будет, высадить деревья, организовать озеленение и сделать это место привлекательным для отдыха".
Для соединения набережной Макарова в Василеостровском районе нужно построить мост в истоке Смоленки. Там тоже есть группа активистов, которая возражает против строительства и примерно по тем же причинам. На днях был обнародован протокол общественных обсуждений этого проекта. Один из жителей заявил, что поддерживает оба проекта по Смоленке — и с пробивкой Морской набережной, и с пробивкой набережной Макарова. Но в основном авторы обращений просили сохранить зелёные насаждения и, например, устроить тоннель. Власти ответили, что тоннель проложить здесь не получится, тем более что сохранить деревья это не поможет, а строительство дороги предусмотрено генеральным планом.
Интересно, что улицы из второй категории (планируемых к развитию) порой перемещаются в первую — сложившихся исторически. Так, Приморский проспект и Яхтенную улицу решили не соединять (по крайней мере в обозримом будущем), они пока так и останутся разорванными. Перспективы некоторых дорог находятся под вопросом. Так, соединению Школьной улицы в Приморском районе может препятствовать пересечение с магистралью, Приморским шоссе.
В числе самых длинных разорванных магистралей — проспект Маршала Блюхера (его восточная часть отделена железной дорогой) и Комендантский проспект (его северный отрезок проложен обособленно, с него организован выезд на кольцевую дорогу). К самым коротким можно отнести Урюпин переулок в Кировском районе (разорван Тентелевским сквером), улицу Вакуленчука на Крестовском острове (эта улица, носящая имя одного из руководителей восстания на броненосце "Потёмкине", в середине прерывается ведомственной территорией) и Госпитальную улицу в Центральном районе (один из её участков также перекрыт).
Почему разорванные улицы не переименовывают
Как рассказал "Деловому Петербургу" член топонимической комиссии Андрей Рыжков, специалисты стараются не допускать появления новых разорванных улиц. Если известно, что это будут две разные дороги, им дадут отдельные имена. Но дорогам, которые планируется строить по участкам, сразу присваивают название на всём их протяжении. Это обусловлено заботой об адресации. Новым домам вдоль улицы к тому моменту, как они будут построены, необходимо присвоить какой–нибудь адрес. Чтобы это был удобный адрес, нужно, чтобы соседняя улица была уже официально названа.
Рыжков приводит в качестве примера Шуваловский проспект, который лишь недавно был соединён на участке между Камышовой и Планерной улицами. Топонимистов, по его словам, часто спрашивали, почему расположенные сравнительно далеко друг от друга участки проспекта носят одно название.
"Но мы–то знали, что планы соединения есть, и тут, к счастью, мы дождались", — отметил эксперт. Хотя в целом следить за тем, как идёт строительство дорог на тех или иных участках, не совсем задача топонимистов.
Сохранение названий ряда не сложившихся в первоначально задуманном виде улиц, которые, вероятно, уже вряд ли когда–то доведут до ума, также связано с адресацией. Например, по Елагинскому проспекту, который был урезан в связи со строительством развязки Западного скоростного диаметра, числятся жилые дома. Если пронумеровать их по другой улице, придётся менять адреса, что психологически сложно для жителей, хлопотно и потому нежелательно.
"Практические решения такого рода очень сильно завязаны на необходимость или отсутствие необходимости смены адресов. Когда вы просто переименовываете улицу или возвращаете ей название, как это происходит в подавляющем большинстве случаев, вы не меняете адреса домов. Если вы улицу разбиваете или объединяете, номера домов приходится менять", — говорит Рыжков.
Проблема для жителей состоит в том, что информация о подобных изменениях нумерации не публикуется. Если присвоение улице названия оформляется публичным нормативно–правовым актом, то изменение нумерации — закрытым ведомственным документом, к которому не всякий имеет доступ. Это может иметь практическое значение, например, в делах о наследстве, когда нужно получить документальное подтверждение, что дом изменил адрес.
Был случай, когда улицу, наоборот, укоротили, чтобы образовать резерв адресов для новых домов. Так произошло с Богатырским проспектом. Его участок близ Светлановской площади был отрезан от Богатырского и присоединён к проспекту Испытателей. Это было сделано, поскольку отсчёт номеров домов по Богатырскому начинался вдали от этого места (от Коломяжского проспекта) и шёл в противоположную сторону (то есть свободных адресов возле Светлановской площади не оставалось).